Методика
диагностики экологических знаний детей дошкольного возраста
(по программе «Тропинка в природу» - В.В. Смирнова, Н.И. Балуева,
Г.М. Парфёнова)
Диагностические карты по экологии и практический материал к ним
РАЗДЕЛ 1
Карта 1
Цель: выявить, кого и что дети относят к живому и неживому.
Летают самолёт и птица;
Ходят робот и человек;
Плавают рыба и корабль и т.д.;
Карта 2
Цель: выявить знания детей о особенностях внешнего строения живых организмов и функциях конкретного органа.
«Что есть у птиц, человека, зверя, дерева, комнатного растения и т.д.?»
Карта 3
Цель: выявить знания детей об основных потребностях живых организмов в тепле, воздухе, пище, месте обитания.
Вопрос: «Что нужно человеку (собаке, кошке, дереву, цветку и т.д.), чтобы жить?»
Карта 4
Цель: выявить знания детей о том, что могут чувствовать отдельные живые организмы.
«Как чувствует себя девочка (птичка и т.д.)?»
«Почему она (он, оно) оказалась в таком состоянии?»
«Что нужно сделать, чтобы помочь девочке (птичке, дереву и т.д.)?»
Карта 5
Цель: выявить умение детей ценить жизненные проявления каждого индивида природы.
«Чем различаются дети, цветы, яблоки?»
«Чем они похожи?»
РАЗДЕЛ 2
Карта 1
Цель: выявить знания детей о приспособленности строения и поведения живых организмов к условиям определённой среды.
«Люди придумали слово «приспособление». Что оно означает? Каким словом его можно заменить?»
«Где может жить птица, яблоня, рыба и т.д.?»
«А может ли рыба жить на воздухе?»
«Почему не может?»
Карта 2
Цель: выявить знания детей о приспособленности живых организмов к изменению среды по сезонам.
«Как приспособился заяц (медведь, человек, дерево и т.д.) жить зимой?»
«Как приспособился жить человек (волк, лиса, куст) жить летом?»
Карта 3
Цель: выявить знания детей о приспособленности живых организмов к суточным изменениям в природе.
Вопрос: «Как приспособились звери, птицы, человек, растения и т.д. к разным частям суток (конкретно)?»
РАЗДЕЛ 3
Карта 1 (см. карту 1, раздела 1)
Цель: выяснить знания дошкольников о том, кто может иметь детей.
Карта 2
Цель: выявить знания детей о том, как появляются на свет растения, животные, человек.
«Как появляются новые растения?»
«Как появляются маленькие птенцы?»
«Откуда берутся щенки и котята?»
«Как рождаются маленькие рыбки?»
«Как появляется ребёнок у человека?»
Карта 3
Цель: выявить знания детей о росте и развитии живых организмов.
Задание: разложи картинки так, чтобы было видно, как растёт и развивается растение, птица, зверь, человек, насекомое, рыба.
Дополнительные вопросы к карточкам:
«Может ли это маленькое растение… жить без родителей?»
«Как заботятся родители о своём малыше?»
«Сколько малышей может родиться у … за один раз?»
«Что бы ты хотел узнать о том, как рождается человек?»
Стадии развития некоторых живых организмов:
Гусеница – Куколка – Бабочка.
Яйцо – Птенец – Птица.
Икра – Малёк – Рыба.
Примеры использования диагностических карт
при проведении диагностики
Для проведения диагностики по экологии первый замер делается в сентябре, второй – в мае.
Оценка за каждый правильный ответ «+», за неправильный «-«
РАЗДЕЛ 1, Карта 1 «Живое – неживое»
Подобрать 10 картинок.
Средний возраст: 6 картинок с изображением живых объектов, 4 картинки – неживых объектов.
Вопросы и задания:
«Назови, что нарисовано на этих картинках»
«Выбери те картинки, где нарисовано живое»
«почему ты решил, что это живое?»
Если ребёнок молчит, взять, например, собаку и спросить, почему она живая
Старшая группа:
Вопросы и задания:
«Назови, что нарисовано на картинках»
«Разложи картинки на живое и неживое»
«Почему ты решил, что это живое?»
«Почему ты решил, что это неживое?»
РАЗДЕЛ 2, Карта 2 – «Внешнее строение животных и растений»
Подбираются картинки с изображением хорошо знакомых животных и растений, можно из живого уголка. Материал должен соответствовать возрасту и пройденному материалу за год.
«Кто это?»
«Что это за растение? Как оно называется?»
«Как ты узнал, что это морская свинка?»
«Расскажи, что ты знаешь о морской свинке?»
РАЗДЕЛ 1, Карта 3 – «Потребности»
1. Выкладываются картинки с изображением модулей:
Тепло – костёр
Солнце – свет
Земля – место обитания
Тарелка – пища
Дом, гнездо – место пребывания (где можно жить)
Капельки – вода
Пузырьки – воздух
Костёр – заштриховано тепло
«Почему ты думаешь, что здесь заштриховано тепло?»
(Рядом с костром тепло)
«Солнце это свет. Почему?» И т.д.
2. Выкладываем картинки, на которых нарисованы человек, цветок, птица, собака.
Вопросы и задания:
«Что нарисовано на картинках?»
«Выбери, что нужно птице для жизни»
«Что нужно растению, чтобы оно чувствовало себя хорошо?»
«Что нужно собаке, чтобы она могла жить?»
«Что нужно человеку, чтобы жить?»
3. В подготовительной группе модули не показываются. Используются картинки с изображением человека, цветка, птицы, собаки (возможен другой набор картинок).
Вопросы те же, что и в предыдущем пункте.
Дети подготовительной группы должны давать обобщённый ответ: что нужно для всех живых организмов (это соответствует высокому уровню).
Оформление результатов диагностики
1. Подготовить протоколы для каждого ребёнка, отметить фамилию, имя, возраст, номер, дату проведения диагностики, группу.
Пример протокола:
Фамилия, имя ребёнка______________________________________________
№________ Возраст______________________________
Дата проведения диагностики________________________
Группа________________________________________
2. Подсчитывается:
- Количество объектов, отнесённых к живому;
- Количество выделенных существенных признаков.
Данные заносятся в таблицу, например, по результатам диагностики «Живое – неживое» (раздел 1, карта 1):
3. По результатам данных графы «Ответы детей» заполняем таблицу:
Движение |
Развитие |
||||
В каждую графу заносится цифра, соответствующая тому, сколько детей выделило данный существенный признак живого, например питание, рост и т.д.
4. По количеству существенных признаков, выделенных каждым ребёнком, заполняется таблица:
Аналогично проводится анализ диагностики по другим разделам, в конце выводится «Уровень знаний детей о живом». Например (в %):
Потребности |
Средние данные |
||||
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
|||
Низкий уровень |
Низкий уровень |
Низкий уровень |
Характеристика уровней экологических знаний детей
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Неустойчивые представления о некоторых особенностях живого – существенных и несущественных. Относят к живому животных по существенным и несущественным признакам. Не относят растения к живому. Относят неживое по сходным с живым признаками. |
Знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений. |
Знают большинство существенных признаков живого. Правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщённый характер: характеризуют всю группу животных в целом. |
Диагностика практических умений
Полив
1. Создание желания.
Три варианта:
- Познавательная мотивация: хочешь полить, чтобы узнать, как они будут себя чувствовать? Если ребёнок соглашается, идём дальше.
- Если у ребёнка не появилось желание, используем практическое приглашение к деятельности: я поливаю, хочешь помочь мне?
- Если ребёнок снова не соглашается, то используем игровой персонаж: мишка не умеет, ему надо помочь.
2. Задание детям. Выбор растения.
Старшая группа: подбери растение, которое нужно полить.
Младшая группа: выбери растение, которое хочет пить.
Для младшего возраста подбираем растение с яркими характерными признаками (сухая земля, увядшие листья). Задаём вопрос: «Как ты узнал, что растение хочет пить?»
3. Выбор средства труда.
Вопрос: «Где взять воду?»
Для детей младшего возраста необходимо приготовить лейки с водой и без воды. Для детей старшего возраста - лейку и ведро с водой.
Вопрос: «Почему нельзя брать воду из-под крана?»
4. Мера полива.
- Начинай поливать; когда польёшь, скажешь «всё» или «нет».
- Покажи мишке, как нужно правильно поливать, когда польёшь, скажешь «всё»
Лейку надо держать двумя руками, носик должен упираться в край горшка.
Правильный полив – постепенно.
Неправильный полив – сверху и под корень.
Вопрос: «Как ты узнал, что полив закончен?» (Если вода вышла на поддон)
5. Единство цели и мотива.
«Что ты хотел сделать?»
«Что получилось?» (Хотел помочь растению, полил…)
Отмечается:
- Достигли или нет результата;
- Количество ошибок.
Ответы и действия фиксируются в таблице:
Диагностика отношения к объектам природы
Диагностика проводится в заранее подготовленном месте, например в уголке природы, где расставляются красивые игрушки, раскладываются книги, в центр помещается растение, которое нуждается в поливе.
Дети приглашаются по 2-3 человека.
Задание: «Пока я буду, занята, вы, ребята, можете позаниматься сами»
Смотрим и фиксируем действия и речь детей.
Обработка результатов: осуществляется по группам.
Обработка диагностических данных
Полив
Показатели |
Средняя группа |
Подготовительная группа |
||
Констатирую-щая диагностика |
Контрольная диагностика |
Констатирую-щая диагностика |
Контрольная диагностика |
|
1. Принятие цели, достижение результата (по поливу) 2. Выбор растения: правильно неправильно 3. Обоснование выбора: правильно неправильно |
||||
4. Выбор инструментов и материалов: правильно неправильно |
||||
5. Трудовые действия: правильно неправильно 6. Мера полива: |
||||
Отношение
Показатели |
Средняя группа |
Подготовительная группа |
||
Констатирую-щая диагностика |
Контрольная диагностика |
Констатирую-щая диагностика |
Контрольная диагностика |
|
Отношения (реальные) 1. Равнодушие к животным к растениям 2. Неустойчивый интерес (быстро всё посмотрели) к животным к растениям 3. Устойчивый интерес к животным к растениям 4. Позитивные поступки (оказали помощь, поговорили ласково, погладили) 5. Отрицательные поступки (пугают, будят, дразнят) |
||||
Уровни развития практических умений и отношений
Полив
Низкий: не достигают результатов, допускают много ошибок, неправильно выбирают предметы, неправильно обосновывают несущественные признаки, неправильно выбирают воду для полива, неправильные трудовые действия, не знают меры полива.
Средний: достигают результата с помощью взрослого, неправильно выбирают воду или не знают меры полива.
Высокий: достигают результата самостоятельно и качественно.
Отношение к объектам природы
Низкий: равнодушие, негативные поступки.
Средний: неустойчивый интерес.
Высокий: устойчивый интерес, задают вопросы, совершают позитивные поступки.
Характеристика уровней развития практических умений и отношений
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет или он ситуативен. Наблюдает по предложению взрослого. Быстро переходит от одного объекта к другому |
Неустойчивость в проявлении интереса, его избирательность, ситуативность: интересуют лишь знакомые животные. Отношение проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. Удовлетворяют свои потребности в общении с живым в деятельности, в получении эмоционального удовольствия |
Сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями. Интерес к познанию живого. Проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. Стремятся удовлетворить потребности живого организма. Проявляют гуманные чувства к живому |
|
В трудовом процессе могут выполнить лишь трудовые действия. Качество труда низкое. Не достигают результата |
Трудовой процесс по уходу за живым организмом выполняют с небольшой помощью взрослого. Достигают результата |
Самостоятельно и качественно выполняют знакомые трудовые процессы |
Ксения Петрова
Диагностика экологического воспитания детей средней группы.
Диагностика разработана на основе методики, предлагаемой Серебряковой Т. А. (средний дошкольный возраст).
Задания, направленные на выявление уровня сформированности
знаний о мире природы
Задание 1. Назови, что это?
Цель: выявить уровень знаний о представителях основных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения, комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.
Карточки с изображением деревьев (липа, береза, ель); кустарников (сирень обыкновенная, шиповник); травянистых растений (одуванчик, бархатцы, анютины глазки); комнатных растений (фикус, аспидистра).
Ход диагностики:
Перед тобой расположены карточки растений. Возьми карточку и назови растение, которое изображено на ней.
Положи в один ряд те растения, которые относятся к деревьям.
Положи в другой ряд те растения, которые являются кустарниками.
Положи в следующий ряд те растения, которые относятся к травянистым.
Положи в последний ряд растения, которые относятся к комнатным.
Назови чем отличаются деревья от кустарников (травянистые растения от комнатных?
Оценка результатов:
2 балла – высокий уровень – ребенок правильно называет изображенное растение и относит его к нужной группе; ребенок определяет характерные особенности данной группы.
1 балл – средний уровень – ребенок самостоятельно называет изображенное растение, при помощи взрослого относит его к определенной группе.
0 баллов – низкий уровень – ребенок затрудняется в назывании растения и отнесении его к определенной группе (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к заданию.
Задание 2. Где живет, чем питается?
Цель: выявить уровень знаний детей о местах обитания и питания представителей животного мира: зайца, лисы, медведя.
Развивающая предметно-пространственная среда: карточка 15x30, разрезанная на три вертикальные линии; карточки меньших размеров с изображением зайца, лисы, медведя, моркови, меда, курицы, норы, берлоги, куста.
Ход диагностики:
Перед тобой расположены карточки животных. Возьми карточку и назови животное, которое изображено на ней. Теперь возьми следующую карточку. Положи эту карточку рядом с предыдущей. Теперь следующую.
Положи под карточку с зайцем (лисой, медведем) ту карточку, где изображено место обитания зайчика (лисы, медведя).
Положи под карточку с зайцем (лисой, медведем, ту карточку, где изображена еда зайчика (лисы, медведя).
Оценка результатов:
2 балла – высокий уровень – ребенок различает и правильно называет место обитания и питание представителей животного мира; проявляет интерес к особенностям их жизни.
1 балл – средний уровень – ребенок узнает, различает и при помощи взрослого определяет место обитания и питание представителей животного мира.
0 баллов – низкий уровень – ребенок затрудняется в определении места обитания и питания представителей животного мира (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к выполнению задания.
Задание 3. Когда это бывает?
Цель: выявить уровень знаний о характерных признаках сезонов года, уровень сформированности умений устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
Развивающая предметно-пространственная среда: картинки с изображением сезонных явлений: дождь, снег, ручьи, яркое солнце; круги – времена года: желтый – осень, белый – зима, зеленый – весна, красный – лето.
Ход диагностики:
Перед тобой расположены картинки с изображением дождя, снега, ручейка, солнышка и круги разного цвета. Желтый круг означает осень, белый – зима, зеленый – весна, красный – лето.
Возьми карточку и скажи что на ней изображено.
Положи в желтый круг ту карточку, которая относится к осени.
Положи в белый круг ту карточку, которая относится к зиме.
Положи в зеленый круг ту карточку, которая относится к весне.
Положи в красный круг ту карточку, которая относится к лету.
Оценка результатов:
2 балла – высокий уровень – ребенок самостоятельно соотносит сезонные явления с моделью времени года (кругами определенного цвета).
1 балл – средний уровень – ребенок правильно определяет сезонные явления и с помощью взрослого соотносит с моделью времени года.
0 баллов – низкий уровень – ребенок затрудняется в определении сезонных явлений и соотнесении с моделью времен года (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к заданию.
Задания, направленные на выявление характера отношения к миру природы
Ситуация 1
Цель: выявить характер отношения к миру природы
Развивающая предметно-пространственная среда: карточки (на карточках отсутствуют изображения лиц. Дополнительно к ним прилагаются модели эмоций: радость, злость, грусть, спокойствие):
3) ребенок топчет цветы;
4) ребенок поливает цветы;
8) ребенок гуляет с собакой.
Ход диагностики:
На столе разложены карточки с действиями ребенка. Но на карточках отсутствуют изображения лиц. Возьми карточку, рассмотри ее. Как ты думаешь, какие лица у этих ребят? Почему?
Подбери подходящую эмоцию, к действию ребенка на картинке.
Вопросы детям:
Ситуация 2
Цель: выявить характер отношения к миру природы
Развивающая предметно-пространственная среда: карточки (набор карточек, что и в ситуации № 1, но с изображением лиц):
1) ребенок тащит кота за хвост;
2) ребенок кормит кота молоком;
3) ребенок топчет цветы;
4) ребенок поливает цветы;
5) ребенок стреляет из рогатки по птицам;
6) ребенок насыпает корм в кормушку для птиц;
7) ребенок замахивается на собаку палкой;
8) ребенок гуляет с собакой.
Ход диагностики:
Еще раз рассмотри эти карточки. С кем из ребят ты бы хотел дружить (играть) и почему? (Мальчикам предлагаются карточки с изображением мальчика. Девочкам предлагаются карточки с изображением девочки.)
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребенок проявляет устойчивый интерес к заданию, адекватно оценивает поступок ребенка на картинке и активно выражает свое отношение и переживания по поводу ситуации, изображенной на картинке.
Средний уровень – ребенок заинтересован заданием, но интерес неустойчив; адекватно оценивает ситуацию на картинке, но эмоциональные реакции слабые, речевые высказывания редкие.
Низкий уровень – ребенок либо индифферентен к заданию, либо проявляет негативные эмоции и отношение к объектам природы.
Результаты диагностики:
Публикации по теме:
Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры.Роль экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста «Человек-дитя природы и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек иногда забывает об этом, иногда позволяет себе относиться.
Цели и задачи экологического воспитания в средней группе Наиболее главными и важными задачами экологического воспитания дошкольников являются: - развитие любознательности, наблюдательности детей.
Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Обширные экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в их разрешение. Глобальные изменения климата,.
МБОУ Бомнакская СОШ группа дошкольного образования
Диагностические методики
по экологическому воспитанию
Составитель:
Карпова Анастасия Георгиевна
1. Диагностические методики определения уровня сформированности основ экологического сознания у дошкольников
1 Раздел. Диагностика экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе.
1.1 Методика «Удивительная прогулка»
Цель: выявить уровень сформированное™ экологических представлений о среде жизни и ее факторах.
Подготовка исследования: подобрать рассказ экологической тематики с нелепым содержанием (отрывок рассказа В. Танайсичук "Удивительная прогулка"). Проведение исследования:
1. Ребенку зачитывают рассказ "Удивительная прогулка":
"Шел я как-то весной по лесу. Уже трава зеленела, на деревьях развернулись мелкие листики, а снег можно было увидеть только в самой глухомани. Ходил я, ходил, а потом прилег отдохнуть на пригорке у старой сосны. Солнце пригревает, первая весенняя бабочка - лимонница над лужайкой кружится. Хорошо! Вдруг вижу - под вывороченным деревом шевелится что-то светлое и большое. Пригляделся - а это белая медведица из берлоги вылезает. Шерсть у нее даже не белая, а чуть желтоватая, только нос черный. Рядом медвежонок копошится. Я тихонько с пригорка слез - и ну удирать, пока не заметили. Выбрался на дорогу, а рядом над березами, как будто огромные серые змеи вьются. Да это вовсе не змеи, это хоботы слонов! Обламывают слоны ветки и жуют, на меня сверху вниз поглядывают.
Иду дальше, к речке, а в ней какое-то зеленое бревно лежит. Только нагнулся воды попить, глядь, бревно-то с глазами, и глаза эти на меня смотрят. Крокодил! Пошел я снова по дороге. Вижу - лежит на земле шишка. Я ее поднял и в елку запустил. Оттуда в ответ целый град из шишек. В чем дело? Да в том, что на
елке стая обезьян. Самая большая обезьяна выбрала шишку потяжелее, изловчилась и бац! - мне в лоб..." 2. Экспериментатор задает ребенку вопросы:
"Чем для тебя этот рассказ необычен"?
"Какие животные из рассказа не могут жить в лесу"?
"Какие условия жизни им необходимы"?
"Где обитают эти животные"?
Обработка данных.
Ответы детей анализируются по пяти уровням
Очень высокий уровень (5). Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной среде.
Мотивировал свой ответ доводами о необходимости для этих животных других условий жизни и описал их, назвал места их обитания.
Высокий уровень (4). Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной местности. Назвал места их обитания.
Средний уровень (3). Ребенок только перечислил животных, которые не могут обитать в данной среде (в лесу).
Низкий уровень (2). Ребенок перечислил только некоторых животных, которые не обитают в лесу.
Очень низкий уровень (1). Ребенок не смог определить несоответствие между средой обитания и животными. Молчал или отвечал "не знаю".
Методика "Живая - неживая природа"
Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе.
Подготовка исследования: подготовить листы на каждого ребенка с изображением объектов живой и неживой природы для раскрашивания, цветные карандаши.
Проведение исследования:
Детям (испытуемым) раздаются листы с изображением природы для раскрашивания и дается задание раскрасить цветными карандашами только то, что относится к живой природе.
Обработка данных:
Высокий уровень (4-5). Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание.
Средний уровень (2-3). Ребенок допустил ошибки: раскрасил объекты неживой природы или пропустилнекоторые объекты живой природы.
Низкий уровень (1). Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему нравится.
Методика "Знатоки природы"
Цель: определить уровень сформированности экологических представлений об условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе. Проведение исследования:
(Исследование проводится в индивидуальной форме) Ребенку предлагаются следующие задания:
1.Используя серию карточек "Жизнь дерева круглый год", ребенку необходимо расположить их по порядку и описать процесс изменения внешнего облика дерева в зависимости от времени года.
2.Ребенку необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и определить их отношение к теплу, свету, и влаге (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые).
3.Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка, кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница). Ребенку необходимо рассказать, как они маскируются, приспосабливаясь к условиям среды.
4.Предлагаются карточки с изображением живых объектов природы, из которых можно составить пищевые цепочки. Ребенку необходимо заполнить вагоны поезда карточками, составляя цепь питания.
Обработка данных:
Высокий уровень (4-5). Ребенок выполнил все задания правильно, смог обосновать свои ответы.
Средний уровень (3-2). При выполнении заданий у ребенка возникли незначительные затруднения. В ответах ребенок допускал ошибки или не использовал объяснения.
Низкий уровень (1). У ребенка возникли значительные затруднения при выполнении заданий: не смог правильно расположить карточки или отказывался от выполнения заданий.
2 Раздел. Диагностика экологически - ответственного отношения к природе, овладения системой нравственных норм и правил экологического характера.
2.1.Методика «Лес благодарит и сердится»
Цель: выявить отношение к природе и уровень сформированное™ представлений о правилах, нормах взаимодействия с нею. Подготовка исследования: осуществить прогулку в парк (лес). Проведение исследования. После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в парк (лес), восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса:
За что лес мог бы сказать тебе спасибо? За что лес мог бы рассердиться на тебя?
Экспериментатор фиксирует и анализирует ответы детей. Обработка данных:
Очень высокий уровень (5). Ребенок проявляет активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, выделяет актуальные экологические проблемы, приводит примеры уже проделанной им природоохранительной работы.
Высокий уровень (4). Ребенок приводит примеры практической экологически- ориентированной деятельности в природе или, наоборот, примеры бездействия человека, приводящие к негативным последствиям.
Средний уровень (3). Ребенок перечисляет правила и нормы поведения в лесу, примеры их нарушения.
Низкий уровень (2). Ребенок приводит один-два примера нарушения норм и правил поведения в лесу или примеры заботливого отношения к нему.
Очень низкий уровень (1) Отсутствие ответов. Молчание или ответы «не знаю».
2.1.Методика «Экологические знаки»
Цель: изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности.
Подготовка исследования: разработать знаки «Правила поведения в лесу». Проведение исследования.
Экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть экологические знаки. Задает вопросы:
«Как ты думаешь, что означают эти знаки»? «Почему необходимо им следовать»? Ответы фиксируются и анализируются.
Обработка данных:
Высокий уровень (4-5). Ребенок описывает значения экологических знаков, рассуждает, зачем необходимо им следовать.
Средний уровень (2-3). Ребенок «расшифровывает» не все экологические знаки или не может объяснить их важность.
Низкий уровень (1). Ребенок не понимает, что означают предложенные экологические знаки.
2.2.Методика «продолжи рассказ»
Цель: выявить у детей уровень развития нравственных мотивов.
Высокий уровень (4). Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
Средний уровень (3). Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо).
Низкий уровень (2). Ребенок не формулирует нравственную норму и не дает оценку ситуации.
Очень низкий уровень (1). Ребенок не может продолжить рассказ и оценить поступки детей.
3 Раздел. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к природе.
3.1. Методика "Радости и огорчения"
Цель: выявить место природы в системе ценностных ориентации у старших дошкольников.
Подготовка исследования: подобрать рассказ о природе, вызывающий эстетические и нравственные чувства. Проведение исследования:
(проходит в 2 этапа)
1. Чтение рассказа М. Пришвина "Золотой луг":
"У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.
Сережа! - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво, все говорили: "Очень красиво! Луг
Золотой".
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал себе одуванчик, и оказалось, что он сжал себе лепестки, как все равно, если бы у нас пальцы были желтые, стороной к ладони, и, сжав кулак, мы закрыли бы желтое.
Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали". 2. Испытуемому (ребенку) задается 2 вопроса:
1.Что тебя больше всего порадовало в этом рассказе?
2.Что тебя больше всего огорчило? Обработка данных.
Ответы анализируются в соответствии со следующими уровнями:
Высокий уровень (4-5). Ответ эстетического характера, связанный с природой,
проявление эмоциональности. Выделение нравственного момента в рассказе.
Средний уровень (2-3). Ребенок указывает на нарушение норм поведения в природе, но не проявляет
эмоциональности и эстетического чувства в отношении к природе.
Низкий уровень (1). Ребенок затрудняется в определении моментов рассказа, которые ему понравились или не понравились. Отказывается отвечать на вопросы
3.2 Методика "Секретный разговор" (автор И. В. Цветкова)
Цель: исследовать эмоционально-чувственную сферу старшего дошкольника и ценностное отношение к природе в процессе общения с ней; выявить имеющийся у детей опыт общения с природными объектами. Проведение исследования:
Методика протекает в два этапа:
1.Прогулка на участке детского сада или в парке (лесе), во время которой каждый ребенок по заданию педагога выбирает приглянувшееся ему растение и по секрету разговаривает с ним.
2.Запись экспериментатором секретного разговора во время индивидуальной беседы с ребенком.
Обработка данных.
Анализируется эмоциональность общения детей с объектами природы, осознание детьми их ценности. Ответы детей оцениваются по уровням:
Очень высокий уровень (5). Ребенка заинтересовало задание, он выражал эмоциональное отношение к выбранному объекту природы, проявлял ценностное, заботливое отношение к нему. Ребенок имеет опыт общения с природой.
Высокий уровень (4). Ребенок с интересом отнесся к заданию. Отмечается наличие у него эмоционального отношения к объекту природы, но общение с ним кратковременное.
Средний уровень (3). Ребенка заинтересовало задание. Он с удовольствием общался с выбранным объектом природы, но рассказывал ему о себе и не проявлял заботливое отношение к нему.
Низкий уровень (2). Ребенок затруднялся общаться с выбранным объектом природы, общение носило малосодержательный характер.
Очень низкий уровень (1)
Ребенок не смог общаться с объектом природы или отказался от выполнения задания.
3.3. Методика "Картинная галерея"
Цель: выявить уровень эстетического восприятия природы и уровень эмоциональной отзывчивости к ней.
Подготовка исследования: подобрать репродукции картин известных художников - пейзажистов и поэтические произведения к ним. Проведение исследования: Исследование протекает в 3 этапа:
1.Организуется выставка репродукций картин известных художников: И. И. Шишкина "Утро в сосновом бору", "Лесные дали", И. И. Левитана "Березовая роща", "Весна - большая вода", К. С. Максимова "Сосовый бор", И. С. Остро- ухова "Золотая осень" и др. Зачитываются стихотворения А. А. Блока "Листопад", И. А. Бунина "Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет...", А. С. Пушкина "Весна" и др.
2.Испытуемый ребенок передает свои впечатления, побывав в "картинной галерее".
3.Ребенок указывает на наиболее понравившуюся репродукцию и описывает ее содержание и свои впечатления.
Обработка данных: Очень высокий уровень (5)
Ребенок эмоционально отзывчив, использует эмоциональные выражения, яркие сравнения при описании природы.
Высокий уровень (4)
Умение видеть красоту природы, проявлять к ней эмоциональное отношение, но затрудняется его передать, не владеет яркими сравнениями, эпитетами.
Средний уровень (3)
Умение видеть красоту природы, но эмоционально ребенок не проявляет своего отношения к природе.
Низкий уровень (2)
Неумение видеть красоту природы, слабая эмоциональная развитость личности
по отношению к природе. Очень низкий уровень (1)
Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе, торможение эстетических начал природоощущения. Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе, торможение эстетических начал природоощущения.
4 Раздел. Диагностика умений и навыков целеполагающего взаимодействия с природой.
4.1. Методика «Экологический светофор»
(Модификация методики Цветковой И. В.)
Цель: выявить у детей уровень:
представлений о рациональном взаимодействии человека с природой: о допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранительной деятельности;
умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);
опыта в экологически ориентированной деятельности. Подготовка исследования:
набор цветных карандашей на каждого ребенка;
набор карточек (четыре) с изображением поступков детей на природе;
листы на каждого ребенка с изображением поступков детей на природе (в углу
каждого рисунка - не закрашенный кружок).
Проведение исследования, (проходит в форме игры)
Все участники игры получают листы с изображением четырех поступков детей на природе и по три цветных карандаша: красный, желтый, зеленый. У ведущего эти поступки детей изображены на четырех карточках. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает; желтый - предупреждает, а зеленый - разрешает. Ведущий уточняет:
Красный - запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей.
Желтый - предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.
Зеленый - разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным. Ведущий, пользуясь своим набором карточек, поднимает их по одной и описывает изображенный на ней поступок человека на природе. Участники игры должны оценить этот поступок и закрасить кружок рядом с изображением данного поступка соответствующим цветом - включить тот или иной сигнал экологического светофора.
После описания четырех карточек определяется победитель по количеству правильных и неправильных ответов. Нерешенные задачи - предмет специального обсуждения в группе.
Чрезвычайно важное значение имеет наблюдение педагога (эспериментатора) за детьми по ходу выполнения ими заданий игры. Не следует торопиться определять победителя. Зачастую при выборе света светофора дети руководствуются весьма своеобразной мотивировкой, которую необходимо узнать педагогу. Обработка данных. Работы детей анализируются и оцениваются по следующим уровням:
Высокий уровень (4-5)
Ребенок правильно оценил все поступки детей на природе и аккуратно их раскрасил.
Средний уровень (2-3) Ребенок допустил одну-две ошибки в оценке поступков детей.
Низкий уровень (1) Ребенок допустил много ошибок, не аккуратно выполнил задание.
4.2. Методика «Кормушки для птиц»
Цель: определить уровень мотивов, влияющих на природоохранительную деятельность.
Подготовка исследования: бумага, ножницы, клей для изготовления кормушек. Проведение исследования. (Эксперимент проводится со всей группой). Педагог рассказывает детям, для чего нужны кормушки птицам. Детям предлагается сделать кормушки.
Дети трудятся самостоятельно. По окончании работы ребенка просят объяснить, для чего он сделал кормушку: чтобы помочь птицам, чтобы похвалили люди, чтобы малыши увидели и делали их тоже, чтобы было чем заняться. Обработка данных. Ответы детей анализируются по следующим уровням: Высокий уровень (4-5) Ребенок выбирает экологический мотив (чтобы помочь птицам).
Средний уровень (2-3) У ребенка социальный мотив (чтобы увидели, похвалили).
Низкий уровень (1) Ребенка интересует только процесс деятельности или результат для себя.
4.3. Методика «Забота о природе» (проводится в индивидуальной форме)
Цель: выявить позицию ребенка по отношению к природе, уровень умения разрешать экологические проблемы, выявлять причины их возникновения. Подготовка исследования: подобрать проблемные экологические ситуации, требующие их разрешения. Проведение исследования. Испытуемому (ребенку) предлагается решить следующие ситуации:
У герани появились желтые листочки. Почему это произошло? Ты оказал бы ей помощь? Как ты можешь ей помочь?
Рыбки в аквариуме стали часто подниматься к поверхности воды, хватать ртом воздух над водой; их жаберные крышки очень сильно работают. Нужна ли рыбкам помощь? Какая?
Обработка данных. Ответы детей анализируются в соответствии со следующими уровнями:
Высокий уровень (4-5)
Представь, что ты оказался в лесу с родителями. После отдыха остался мусор. Что ты с ним будешь делать?
Зимой, после обильного снегопада, ветви ели низко наклонились под тяжестью снега. Надо ли ей помочь? Как?
Представь, что родители подарили тебе хомячка. Нужно ли ухаживать за ним? Как?
Обработка данных.
Ответы детей анализируются в соответствии со следующими уровнями: Высокий уровень (4-5)
Ребенок стоит на позиции заботливого и бережного отношения к природе. Владеет способами целесообразной деятельности в природе, проявляет активность в решении экологических проблем.
Средний уровень (2-3)
Ребенок находит путь решения экологических проблем, но не всех. Частично может объяснить причины, которые привели к негативным последствиям.
Низкий уровень (1)
Ребенок не может найти выхода из экологических проблемных ситуаций и объяснить причины их возникновения.
Диагностику знаний следует осуществлять на примере тех объектов и
явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с
которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно
в течение учебного года организовывались разные виды деятельностей.
Примерный перечень вопросов об обитателях уголка природы может быть
следующим.
Кто живет в нашем аквариуме? Какие условия нужны рыбкам, чтобы они
хорошо себя чувствовали, не болели? Как мы ухаживаем за аквариумом и его
обитателями?
Какие комнатные растения нашей группы ты знаешь? Покажи и назови.
Какие условия нужны этим растениям, чтобы они росли, цвели, были
красивыми? Как мы ухаживаем за ними?
Кто живет в этой клетке? Как называется наша птица? Какие условия
нужны для того, чтобы она хорошо себя чувствовала, радовала нас? Как мы
ухаживаем за ней? Какие корма ей нужно давать, чтобы она была сытой и не
болела?
Кто живет в этой клетке? Как называется зверек (или животное)? Какие
условия мы создаем ему, чтобы он хорошо себя чувствовал, не болел? Без
чего он не может обойтись? Как мы ухаживаем за ним?
Кто из обитателей уголка природы тебе особенно нравится? Кого ты
любишь больше всех? Почему ты его (их) любишь? Что ты для него (них)
делаешь?
Такие вопросы можно задавать, начиная со средней группы. Разница
ответов будет отражать (кроме различий в речевом развитии) разные объем и
содержание знаний, которые дети приобретают в каждом возрасте. Со
старшими дошкольниками такую диагностику можно провести в форме игры
в «Экскурсию по уголку природы»: ребенок становится экскурсоводом для
нового человека или куклы.
Перечень вопросов по участку детского сада примерно следующий.
Что растет на нашем участке? Какие деревья и кустарники ты знаешь?
Покажи и назови их. Какие травы и цветы ты знаешь? Покажи и назови их.
Какие условия нужны всем растениям нашего участка? Почему они у нас так
хорошо растут? Какие растения тебе нравятся больше других? Почему? Что
мы делаем, чтобы растениям было еще лучше?
Какие птицы прилетают на наш участок? Как они называются? Что они
делают у нас на участке? Как мы заботимся о птицах в зимнее время? Как
этих птиц можно назвать одним словом? Почему люди должны помогать
птицам зимой?
Как мы определяем погоду? Какая бывает погода? Что такое зима? Какие
явления бывают зимой? Что зимой происходит с растениями - деревьями,
травой? Как они выглядят? Почему зимой растения не растут? Каких условий
им не хватает?
Что делают разные животные в зимнее время? Все ли птицы остаются на
зиму? Где бабочки, жуки, комары? Что делают зимой лесные звери?
Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)
Критерии оценки ответов:
Подсчёт результатов:
23 – 35 – средний уровень
36 – 45 – высокий уровень
Методическая работа
Диагностика
Диагностика экологических знаний детей второй младшей группы
1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких)
2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.
3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида)
4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.
5. Чем подкармливают птичек зимой?
6. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме
7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву
8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья
9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)
10. Узнай, назови растение по цветку (2 вида садовых цветов)
11. Покажи стебель, лист, цветок.
12. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида)
13. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида)
14. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года
15. Одень куклу соответственно погоде и сезону
Оценка знаний:
1 балл – ребёнок не ответил
2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов:
15 – 22 баллов – низкий уровень
23 – 35 – средний уровень
36 – 45 – высокий уровень
Вторая младшая группа № _____
Номер вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
итог
Ф.И. ребёнка
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
Диагностика экологических знаний детей средней группы
1. Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)
2. Какие животные домашние, какие дикие, назови
3. Зачем человек держит корову, овцу, лошадь? Как он ухаживает за ними?
4. Назови и покажи птиц на картинках (3-4 вида)
5. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?
6. Назови и покажи домашних птиц
7. Расскажи, как выросла птичка?
8. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме
9. Назови и покажи части тела рыбы на картинке
10. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь? (2-3 вида)
11. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья
12. Узнай, с какого дерева лист (3-4 вида)
13. Назови, узнай растение по цветку (3-4 вида)
14. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (4-5 вида)
15. Назови и покажи комнатное растение, которое растёт в вашем уголке природы (3-4)
16. Определи, какие растения надо полить?
17. Что нужно, чтобы растение росло?
18. Что произойдёт, если растение не поливать?
19. Назови, какое сейчас время года, какое время года было? (найди и покажи на картинке)
Критерии оценки ответов:
1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы
Подсчёт результатов:
15 – 22 баллов – низкий уровень
23 – 35 – средний уровень
36 – 45 – высокий уровень
Средняя группа № ____
Номер вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
итог
Ф.И. ребёнка
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких)
2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.
3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида)
4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.
5. Чем подкармливают птичек зимой?
6. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме
7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву
8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья
9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)
10. Узнай, назови растение по цветку (2 вида садовых цветов)
11. Покажи стебель, лист, цветок.
12. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида)
13. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида)
14. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года
15. Одень куклу соответственно погоде и сезону
Оценка знаний:
- 1 балл – ребёнок не ответил
- 2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
- 3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов:
- 23 – 35 – средний уровень
- 36 – 45 – высокий уровень
Вторая младшая группа № _____
№ п\п | Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | итог | ||||||||||||||||
Ф.И. ребёнка | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
Диагностика экологических знаний детей средней группы
1. Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)
2. Какие животные домашние, какие дикие, назови
3. Зачем человек держит корову, овцу, лошадь? Как он ухаживает за ними?
4. Назови и покажи птиц на картинках (3-4 вида)
5. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?
6. Назови и покажи домашних птиц
7. Расскажи, как выросла птичка?
8. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме
9. Назови и покажи части тела рыбы на картинке
10. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь? (2-3 вида)
11. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья
12. Узнай, с какого дерева лист (3-4 вида)
13. Назови, узнай растение по цветку (3-4 вида)
14. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (4-5 вида)
15. Назови и покажи комнатное растение, которое растёт в вашем уголке природы (3-4)
16. Определи, какие растения надо полить?
17. Что нужно, чтобы растение росло?
18. Что произойдёт, если растение не поливать?
19. Назови, какое сейчас время года, какое время года было? (найди и покажи на картинке)
Критерии оценки ответов:
Подсчёт результатов:
- 15 – 22 баллов – низкий уровень
- 23 – 35 – средний уровень
- 36 – 45 – высокий уровень
Средняя группа № ____
№ п\п | Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | итог | ||||||||||||||||||||
Ф.И. ребёнка | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
Диагностика экологических знаний детей старшей группы
1. Назови и покажи на картинке животных (более 5 домашних и диких)
2. Назови и покажи птиц на картинке (4-5)
3. Назови признаки, отличающие птиц от животных
4. Назови зимующих птиц (3-4)
5. Назови перелётных птиц. Почему они улетают в тёплые края? (3 вида)
6. Расскажи, что делают в зимнее время медведь, заяц, волк?
7. Расскажи, каких насекомых ты знаешь (картинки). Какую пользу приносит пчела, божья коровка?
8. Узнай, с какого дерева лист (4-5 вида)
9. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь? (3-4 вида)
10. Узнай, назови растение по цветку (5-6)
11. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 видов). Какие условия необходимы для комнатных растений?
12. Назови и покажи части растений
13. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 5-6 видов)
14. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, какие редко. Объясни почему?
15. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?
16. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Зачем рыбе нужен хвост, плавники?
17. Д/И «Что где растёт?» Предложить детям «посадить» растения (классификация: растения цветника, луга, поля)
18. Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые; рыбы; птицы – дикие, домашние; звери – дикие, домашние)
19. Расскажи о данном сезоне. Подбери картинки, относящиеся к данному времени года.
Критерии оценки ответов:
- 1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
- 2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
- 3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы
Подсчёт результатов:
- 19-26 баллов – низкий уровень
- 27 – 42 – средний уровень
- 43 -57 – высокий уровень
Старшая группа № _____
№ п\п | Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | итог | ||||||||||||||||||||
Ф.И. ребёнка | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
Диагностика экологических знаний детей в подготовительной группе
1. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Что необходимо, чтобы рыбки себя хорошо чувствовали?
2. Расскажи о комнатных растениях нашей группы (с показом, от 6 и более)
3. Какие условия необходимы для комнатных растений?
4. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь (5 и более видов)
5. Расскажи о птицах, которые залетают на наш участок зимой? Как этих птиц назвать одним словом? (5 и более видов)
6. А ещё каких птиц ты знаешь кроме зимующих? Почему они улетают в тёплые края? (5 и более видов)
7. Расскажи, что делают в зимнее время ёж, лиса, лось, белка.
8. Расскажи и покажи (картинки), каких насекомых ты знаешь?
9. Расскажи, какую пользу приносят насекомые (пчела, муравей, божья коровка)
10. Что такое лес? Расскажи, что ты знаешь о нём? (растения, животные)
11. Кто заботиться о лесе? Что ты можешь сделать доброго для леса? (правила)
12. Предложить детям картинки с осознанно допущенными ошибками (н-р, лесные растения помещены в воду и т.д.) расскажи, что напутал художник?
13. Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые, рыбы, звери, птицы, Животные травоядные и хищные, земноводные).
14. Выяснить умение определять условия жизни животных с помощью вопросов: Где живут рыбы? Могут ли они обитать на суше? Почему? Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?
15. Назови и покажи животных на картинке (более 8 диких и домашних)
16. Назови и покажи птиц на картинке (более 8)
17. Д/И «Каждому свой домик» (животные Севера, жарких стран, средней полосы)
Критерии оценки ответов:
- 1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
- 2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
- 3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы
Подсчёт результатов:
- 17 – 24 – низкий уровень
- 25 – 39 – средний уровень
- 40 -51 – высокий уровень
Подготовительная группа № ____
№ п\п | Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | итог | ||||||||||||||||||
Ф.И. ребёнка | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
Критерии сформированности экологических знаний детей;
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологичских знаний детей;
Оценки результатов деятельности;
Инструкция к проведению;
Показатели уровня овладения экологическими знаниями детей дошкольного возраста;
Выводы по диагностическим данным уровня развития экологической деятельности у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностика
экологических знаний детей дошкольного возраста
Группа «Радость».
Критерии сформированности экологических знаний:
Знания о неживой природе;
Уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы;
Знания о временах года;
Уровень отношения к миру природы;
Знания о мире животных.
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников :
(высокий уровень оценивается в 3 балла, средний – 2 балла, уровень ниже среднего – в 1 балл).
Задание 1
Цель : определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование : иллюстрация по теме «Всё о воде», конверты с картинками о воде, схема « Кругооборот воды в природе».
Инструкция к проведению : Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
Что такое вода? У воды есть запах? Какая она на вкус? Какая она по цвету? Зачем нужна вода? Что умеет делать вода?
Где спряталась вода?
- Кто не может жить без воды?
Где живёт вода?
Кому нужна вода?
Что такое кислый дождь?
Высокий уровень.
(ребёнок без труда отвечает на вопросы).
- Правильно называет отличительные признаки неживой природы:
Самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой:
Отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению к природе.
Средний уровень .
- Ребёнок, в основном, правильно отвечает на вопросы;
Называет отличительные признаки неживой природы;
Нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании объектов неживой природы.
Уровень ниже среднего .
- Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе на вопросы;
Не всегда правильно называет отличительные признаки неживой природы;
Затрудняется при ответе на вопросы.
Задание 2
(проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель : определить уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы.
Оборудование : конверт – рисунки с графическим изображением правил, дидактическая игра «Угадай правило».
Инструкция к проведению .
Педагог показывает картинку и просит ребёнка назвать правила поведения детей в природе.
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень .
- Ребёнок без труда отвечает по картинкам;
Правильно называет правила поведения в окружающей природе;
Анализирует свои поступки и поступки товарищей экологически грамотно по отношению к природе, видит последствия своих действий.
Средний уровень .
Ребёнок в основном правильно отвечает по картинкам;
Отвечает на дополнительные вопросы;
Не всегда может анализировать поступки людей по отношению к окружающей природе.
Низкий уровень .
Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе по картинкам;
Затрудняется при ответе на вопросы;
Не может анализировать поступки людей к природе.
Задание 3
(проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель : определить уровень знания времён года.
Оборудование . Круглая модель, разделённая на сектора по сезону с цветными прищепками – символами месяцев года.
Инструкция к проведению
Педагог.
- Какое время года тебе нравится больше и почему?
Назови твоё любимое время года и скажи, что последует за ним и т. д.
Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»
Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках;
С деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края;
На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Вопросы для детей подготовительной группы:
Назови времена года;
Назови три месяца осени;
Назови месяца весны и т.д.
Оценка результатов деятельности .
Высокий уровень.
- перечисляет их в нужной последовательности;
- знает характерные признаки каждого времени года;
Проявляет творчество, и фантазию, при ответе на вопрос «Какое время года тебе больше нравится и почему?;
По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года;
Средний уровень .
- Ребёнок правильно называет времена года;
- иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности;
В, основном, знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
На вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно;
Выражает эстетическое отношение к природе.
Уровень ниже среднего.
- Ребёнок не всегда правильно называет времена года;
Затрудняется назвать их в нужной последовательности;
Не знает характерных признаков разных времён года;
На вопрос, «Какое время года тебе нравится больше и почему?», отвечает односложно;
Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 4
(проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель : определить уровень отношения к миру природы.
Инструкция к проведению .
Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть?);
Если нет животных, спрашивает: « Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»;
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду (если они есть?) Если их нет, спрашивает: «Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?»;
Что ты вместе взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?;
Как мы можем помочь зимующим птицам?;
Какие ты знаешь травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?
Оценка результатов деятельности .
Высокий уровень .
- Ребёнок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы;
Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;
Понимает связь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
Без труда выражает своё отношение к проблеме.
Средний уровень.
- Ребёнок отвечает на поставленные вопросы;
В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;
Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
Может выразить своё отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего.
- Ребёнок затрудняется отвечать на поставленные вопросы;
Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;
Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
Затрудняется выразить своё отношение к проблеме.
Задание 5
(проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель : определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование . Картинки домашних и диких животных; картинки насекомых: бабочки, пчёлы, божьи коровки, стрекозы, муравьи, кузнечики, мухи, комары, пауки; картинки птиц: голубя, синицы, воробья,дятла, сороки, вороны, снегиря, совы.
Инструкция к проведению.
Воспитатель предлагает взять картинки животных и разместить отдельно диких и домашних животных и объяснить, почему он так сделал. Затем выбрать картинки с насекомыми и назвать их. После того, как ребёнок справился с заданием, воспитатель предлагает ему выбрать картинки птиц и рассказать о них (зимующие, не зимующие птицы, среда обитания).
Вопросы по всем картинкам :
- как называется животное (птица, насекомое)?
Что ты можешь рассказать о нём?
Твоё отношение к ним.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
Ребёнок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания. Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы. Стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень.
Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Свой выбор не всегда аргументирует. В основном, соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам, насекомым.
Уровень ниже среднего .
Ребёнок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы. Не проявляет и не выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым.
Высокий уровень .
(13- 15 баллов )
Ребёнок знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает своё отношение к представителям животного мира. Ребёнок знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные признаки (всё о воде). Самостоятельно называет правила поведения в окружающей природе. Правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года.
Средний уровень .
(8 – 12баллов)
Ребёнок, в основном, знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает своё отношение к представителям животного мира.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные
характеристики. Нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании признаков неживой природы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности.
После наводящих вопросов взрослого называет характерные признаки каждого времени года.
Уровень ниже среднего .
(5 – 7 баллов)
Ребёнок не знает, как ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить своё отношение к представителям животного мира. Не знает объекты неживого мира. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не всегда правильно называет признаки неживой природы. Не правильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.
Цель:
- Расширить представления детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, в воде и в воздухе).
- Закреплять и углублять представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах.
- Формировать представления о неразрывной связи человека с природой; желание беречь природу.
- Устанавливать причинно – следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью животных организмов.
- Поддерживать интерес к природе, расширять кругозор ребёнка, развитие памяти, мышление и т.д. Развивать добрые и гуманные чувства ко всему живому, учить любить родную природу.
Показатели уровня овладения экологическими знаниями детей среднего и старшего дошкольного возраста.
2009 – 2010 учебный год.
- Высокий уровень (от 2,4 до 3) – 17 детей;
- Средний уровень (от 1,3 – до 2,3) – 6 детей;
- Низкий уровень -0.
(6*2 + 17*3)/23= 2,7 (высокий).
Показатели уровня овладения экологическими знаниями детей старшего дошкольного возраста .
2010 – 2011 учебный год.
Результаты : (старшая группа)
- Низкий -0;
- Средний (от 1,3 до 2,3)-1;
- Высокий (от 2,4 до 3)-25.
(1,2* +25*3)\26=3 (высокий).
Результаты: (подготовит.гр.).
- Низкий – 0;
- Средний(от 1,3 до 2,3)-0;
- Высокий (от 2,4 до 3)-26.
(26*3)/26=3 (высокий)
Выводы по диагностическим данным уровня развития экологической деятельности у детей подготовительной группы «Радость».
Конец 2010 года. Высокий уровень – 26 детей.
Цель диагностики :
Выявить уровень сформированности у детей экологических знаний.
Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года.
Выводы по диагностическим данным уровня развития экологической деятельности у детей средней и старшей группы «Радость».
Конец 2010 года.
Высокий уровень -25 детей.
Средний уровень -1.
Учитывая показатели уровня овладения экологическими знаниями детей, можно допустить положительную динамику сформированности у детей экологических умений и навыков.
Однако, результаты критериев развития (живой и неживой природы, времени года) остаются ниже других составляющих критериев экологической деятельности.
Соответственно:
- Для развития у детей экологической деятельности обогатить группу материалами: дополнить мини – лабораторию, исследовательский центр.
- Использовать в речи словесно – дидактические игры.
- Применять в работе инновационные методы и приёмы как: проектная деятельность, музейная педагогика, интегрированные методы обучения.
Диагностика детской экологической деятельности в средней и старшей группе «Радость».
Конец 2010 год .
р Конец 2010 г. Ррррр ррррр
Конец 2011 г.
рррррррррррр
В Высокий уровень
Нн Средний уровень Диагностику провела:
Воспитатель группы «Радость»
Нуреева Фаниса Мирхабипзяновна.