Задачи:
1. Формировать умение самостоятельно составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, кружочки, колечки, волнистые линии.
2. Расширять и углублять знания детей о дымковской игрушке.
3. Закреплять цветосочетание, характерное для дымковской росписи.
4. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Словарная работа.
Активный словарь:
ярмарка, барышня, козел, баран, лошадь, индюк, узор, колечки, кружочки, точки, птички.
Пассивный словарь:
честные господа, горные отроги, дымковские игрушки, задорные, коробейник, мастерская, короб.
Материалы.
Демонстрационный материал:
иллюстрации, дымковские игрушки, короба.
Раздаточный материал:
глиняные птички на каждого ребенка, подставки, палитра, гуашь, салфетки, кисточки, фартуки и нарукавники на каждого ребенка.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, рассказ о селе Дымково, о мастерах, рассматривание дымковских игрушек.
Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Дети. Здравствуйте.
Воспитатель. Посмотрите ребята у нас в группе красиво как на ярмарке.
Коробейник.
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары.
Кони глиняные мчатся
На подставках что есть
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустили.
Через горные отроги
Через крыши деревень
Красноногий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Фью-ти, фью-ти гнезда вью.
Воспитатель.
Здесь в ярком узоре в раскраске весенней
Остались умельцев черты:
Внезапная грусть и легкое веселье
Которые с виду просты.
Сегодня мы с вами попали на ярмарку. Кто знает, что такое ярмарка?
Дети. Ярмарка - это большие торги, которые устраивают в одном месте и в одно время с весельем, развлечениями.
Воспитатель. На ярмарке люди покупают товар, веселятся недаром в народе говорят: «Шум как на ярмарке».
А в какое время устраивались ярмарки игрушек?
Дети. Ярмарки игрушек устраивались весной.
Воспитатель. Перечислите, какие игрушки вы видите на нашей ярмарке?
Дети. Козел, баран, лошадь, барышня, индюк.
Воспитатель. Из какого материала они сделаны?
Дети. Эти игрушки сделаны из глины.
Воспитатель. Как называются эти игрушки?
Дети. Глиняные.
Воспитатель. Давайте с вами вспомним, где делали эти игрушки?
Дети. Село Дымково.
Воспитатель. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до вечера позднего: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили играли на лугу, песни пели. Не было у них таких игрушек, как у вас.
И задумались взрослые: чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведенным на молоке, расписывали красками. Так появились дымковские игрушки. Яркие, веселые, задорные - полюбились они детям. Посмотрите на наши игрушки и скажите, какое настроение создают они?
Дети. Веселое.
Воспитатель. А как мастера передали нам радостное настроение?
Дети. Игрушки яркие, светлые.
Воспитатель. Давайте ребята получше присмотримся к ним полюбуемся яркими игрушками. Скажите, какие цвета использовали мастера для росписи дымковских игрушек?
Дети. Желтый, синий, красный, золотистый.
Воспитатель. На каком фоне расположены элементы росписи?
Дети. Белом.
Воспитатель. Какими узорами украшены игрушки?
Дети. Колечки, кружочки, точки.
Воспитатель. Берет в руки игрушку и спрашивает: «Как расположены узоры?»
Дети. Рядами.
Воспитатель. Какой крупный элемент встречается в узоре каждой игрушке?
Дети. Кольцо.
Воспитатель. А какой самый мелкий элемент встречается в узоре игрушки?
Дети. Точки.
Воспитатель. Какие у нас яркие, веселые, задорные игрушки а ярмарке. А еще на ярмарке было веселье. Мы сейчас с вами тоже повеселимся и поиграем в игру «Карусель»
.
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Тише-тише, не бегите,
Карусель остановите
Раз, два, раз, два-
Вот и кончилась игра.
Понравилось вам кататься на веселой карусели. Ой смотрите, какой грустный коробейник. Что с тобой случилось, расскажи нам. Короб. Я нес в подарок малышам игрушки, но они такие грустные. У вас игрушки веселые, разноцветные, задорные. А у меня игрушки грустные, как я подарю их малышам.
Воспитатель. Ребята давайте подумаем, чем можем помочь коробейнику?
Дети. Расписать игрушки.
Воспитатель. Давайте превратимся в дымковских мастеров и распишем глиняных птичек. «Раз, два, три покружились в дымковских мастеров мы превратились». А вот наша мастерская и рабочая одежда. Давайте оденем рабочую одежду и приступим к работе. Занимайте свои рабочие места и как настоящие мастера мы будем расписывать птичек для малышей. Не забудьте, что нужно правильно держать кисточку, и правильно выбирать элементы узора, а ты коробейник присоединяйся и помоги нашим мастерам. (В процессе росписи птичек оказывать индивидуальную помощь тем детям, которые в ней нуждаются
. Одобрять тех кто самостоятельно выполняет задание.)
Полюбуйтесь Какие у вас красивые, веселые, задорные, пестрые птички получились. Вот за это и любит народ дымковскую игрушку.
А теперь ребята поставим птичек коробейнику в короб и превратимся опять в ребят. «Раз, два, три покрутились и в детей мы превратились».
Спасибо ребята за красивых птичек. А сейчас я пойду к малышам и подарю красивых птичек и расскажу им какие вы настоящие мастера. До свиданья ребята, до свиданья гости дорогие!
Воспитатель. До свиданья приходи к нам еще.
Солнце закатилось
Наша ярмарка закрылась.
Ребята, где мы с вами сегодня были? Что видели? Чем занимались?
Мы сегодня с вами сделали доброе дело. Расписали птичек для малышей: Какие они красивые. Молодцы ребята. Сегодня мы еще раз побывали дымковскими мастерами, и вы очень хорошо справились с этой работой. Ребята давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети. До свиданья!
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки.
А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в народном творчестве. Более «детскую» игрушку трудно придумать, но, разумеется, она только в отдельных образах может заинтересовать детей: конюхи, петухи, наездники, барыни и т. д.
Истоки творческих сил человека восходят к детству - той поре, когда творческие появления во многом непроизвольны и жизненно необходимы.
Первостепенное значение имеет сама потребность в художественном творчестве. Она возникает при особом эмоциональном отношении к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик внутреннее содержание. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка становится возможным и желание выразить свои личные переживания в создаваемых им самим образах.
Задачей воспитателя является создание условий, направленных на развитие художественных способностей детей, воображение и образное мышление, которые способствуют приобщению детей к народной дымковской игрушке, помогают закрепить технические навыки, полученные ранее, учат анализировать и сравнивать и, используя народный промысел «Дымковская игрушка», оптимизировать процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Задачи, решаемые при обучении детей декоративному рисованию:
1. Познакомить детей с дымковской игрушкой и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.
2. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки.
3. Сформировать навыки технического исполнения дымковской росписи.
4. Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
1. Беседы.
2. Чтение художественной литературы.
3. Дидактические игры.
4. Специально организованное обучение в форме занятий.
5. Работа с родителями.
С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Изучая близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Многие дошкольные образовательные учреждения работают над темой «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным творчеством». Из всего многообразия русских народных промыслов именно «дымка», на наш взгляд, разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.
Работу необходимо начать с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Детей воспитывает всё, и, прежде всего, то, что их окружает. Начинать нужно постепенно. Подобрать познавательную литературу о народном промысле «дымка», об особенностях дымковских узоров, об истории этого промысла, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи.
Обучение детей необходимо начать с рассматривания дымковских игрушек и их изображений, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях дымковской росписи.
Дымковская игрушка поражает детей своей яркостью, ни с чем не сравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к «дымке», вызывают желание самим научиться так расписывать.
Работу по обучению детей рисованию дымковским узором необходимо проводить в следующей последовательности:
1. Познакомить детей с дымковской игрушкой.
2. Сформировать у детей навыки рисования дымковских узоров.
Реализации поставленных задач способствует составлению перспективного плана, который отражает последовательность работы.
Работа проводится в первой половине дня (на занятии), при необходимости и во второй половине дня индивидуально.
Первое занятие направлено на углубленное знакомство детей с дымковской игрушкой. Детям показываются изделия, красочные иллюстрации. С огромным интересом, затаив дыхание, дети слушают рассказ воспитателя, ведь каждую игрушку можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи (см. ниже: Художественный материал).
При рассматривании с детьми дымковских игрушек или иллюстраций, обращается внимание, во-первых, на особенности дымковской росписи (насколько она проста), во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи дымковских игрушек, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.
Целью рассматривания изделий дымковских мастеров и их иллюстраций является приобщение детей к народному творчеству и выделение элементов дымковской росписи.
На этом же занятии проходит знакомство детей с элементами данной росписи, дети учатся рисовать: прямую линию (держа кисточку вертикально от листа бумаги) и точку-горошину (тычком).
Возможно, что после проведения этого занятия не каждый ребенок справиться с поставленной задачей. Поэтому необходимо проводить с детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Обведи элемент», в которой дети обучаются технике исполнения данных элементов, «Обведи и раскрась», которая помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую используют в дымковской росписи. Вся индивидуальная работа проводится с учетом возможностей и способностей каждого ребенка.
На следующем занятии проходит знакомство детей с новыми элементами - волнистая линия, круги, а также закрепляется цветовая гамма. Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.
По ходу занятия следить за правильным положением кисти, напоминать, чтобы не брали много воды и т. д., поощрять детей. Чуткое, внимательное и терпеливое отношение к ребенку поможет быстрее справиться с трудностями.
Знакомство с дымковской игрушкой.
Волшебные лошадки.
Распишем наряды козлятам.
Домашние животные.
Сказочные птицы.
Блюдца с узорами.
Целью данных занятий является обучение технике рисования дымковской росписи тычком и кистью, знакомство с элементами росписи, роспись плоскостных силуэтов.
При знакомстве детей с тем или иным элементом необходимо помочь детям почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность каждого узора, каждой детали, и тогда, от занятия к занятию, дети будут рисовать отдельные элементы все более и более уверенно.
Не стоит забывать о том, что не все дети могут сразу проявить интерес к рисованию узоров, поэтому необходимо дать время заинтересоваться народной игрушкой, ее узорами и красотой.
Большую помощь в приобщении детей к прекрасному могут оказать прогулки. Ведь наблюдения за природой доставляют детям большую радость и удовольствие, оставляя часто неизгладимый след в их жизни, сознании.
На основе этих впечатлений закладываются зачатки любви к родному краю, русской природе, нашему народному творчеству.
Целевые прогулки проводятся как предварительная работа по подготовке к занятию. Наблюдения можно организовать со всей группой детей в утренние или вечерние часы. Основным методом в процессе наблюдения является беседа.
Дети учатся не только наблюдать за объектами живой природы, но и зарисовывать их палочкой на земле, а впоследствии карандашами, красками на бумаге. Природа способствует умственному развитию детей, их восприятию и отношению к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса. Если приучить любоваться яркими красками природы (неба при закате и восходе, замысловатой формой снежинок, красотой ярко-желтых, красных осенних листьев и т. д.), у ребенка развивается художественный вкус, он глубже может познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Это поможет формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому необходимо медленно двигаться от простого к сложному, первые элементы росписи начинать рисовать пальцем, а затем уже тычком и кистью. В процессе обучения технике рисования учить детей подбирать и сочетать цвета друг с другом соответственно белому фону.
Ребенок эмоционально отзывчив к цвету. Он не равнодушен к прекрасным сочетаниям от нежных мягких до ярких, звучных, радующих глаз красок. «Чувство... цвета является популярнейшей формой эстетического чувства вообще» (К. Маркс.)
Эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом и основано на эстетическом переживании ребенка. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Это очень ценное качество, которое надо не только беречь, но и поддерживать, развивать в процессе обучения, так как оно является условием развития эстетического вкуса и художественного восприятия цвета у дошкольников.
Так постепенно можно переходить к творчеству. После того как технические навыки у детей будут сформированы, начать развивать у детей творческое воображение, используя в свободное от занятий время дидактические игры, развивающие воображение, память, творчество, умение анализировать.
Парные картинки.
Задачи: продолжить знакомить детей с дымковской игрушкой; выделять и называть элементы; развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Декоративное домино.
Задачи: знакомить детей с элементами различных росписей, выделяя элементы дымковской росписи; уметь находить пару; развивать внимание, умение анализировать.
Собери целое.
Задачи: закреплять знания детей о «дымке»; учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение.
Найди пару.
Задачи: продолжить знакомить детей с русскими народными росписями; выделять из них «дымку»; развивать внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать.
Эти игры помогут детям придумывать новые композиции, дети самостоятельно, без помощи воспитателя научатся рисовать различные узоры. Расписывая бумажные шаблоны, дети по своему желанию смогут подбирать элементы росписи, цветовую гамму.
В течение обучения детей родителям необходимо демонстрировать выставки детских работ с целью показать родителям успехи их детей в освоении дымковской росписи.
На родительском собрании можно провести беседу с родителями на тему «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», в которой показать значение воспитания эстетического вкуса в развитии личности ребенка. И поэтому первая задача семьи - развить у ребенка эстетическое восприятие всего окружающего мира.
На следующем родительском собрании рассказать об истории дымковской игрушки, ее мастерах, чтобы родители смогли понять и оценить всю красоту этих глиняных изделий, расписанных яркими красками. Такая предварительная работа с родителями поможет сильнее заинтересовать детей, так как родители, поняв важность этой работы, в свою очередь, дома могут рассматривать вместе с детьми иллюстрации, книги, рекомендованные им педагогом. Все это способствует развитию интереса и желания у детей самим научиться расписывать «дымковских» лошадок, птичек, барышень и наездников.
Эффективной формой работы с родителями станут домашние задания, в которых родители окажут неоценимую помощь, рисуя дома с детьми дымковские узоры и играя в дидактические игры.
С детьми проводятся различные по характеру типы занятий: занятия по сообщению детям новых знаний, целью которых является постановка перед детьми познавательных задач, расширение и уточнение знаний.
Эти занятия, занимая основное место в процессе обучения (так как дети на них знакомятся с историей развития и особенностями дымковской росписи, учатся рисовать элементы), проводятся в форме беседы или просто знакомства с новым элементом, обязательно с рассматриванием данного элемента на дымковских игрушках, иллюстрациях с изображением дымковских игрушек. В конце учебного года проводится вечер развлечения для родителей и детей, на котором подводится итог проделанной работы.
И хотя работы детей могут быть далеки от совершенства, их росписям будут присущи все характерные признаки «дымки», а главное - дети прикоснутся к искусству, искусству подлинно народному.
Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необходима детям.
В ходе реализации задач необходимо отслеживать результаты детей. Для этого проводится промежуточная диагностика по определенным критериям анализа и оценки созданных детьми изображений, которая показывает рост интереса детей к народному творчеству, повышение художественной, творческой активности у детей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 116» «Загадка» Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе Тема: «Роспись Дымковской игрушки» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») Составила: Журавлева Н.В. воспитатель Архангельск, 2015 Тема: «Роспись Дымковской игрушки» Возраст: 4-5 лет Форма проведения: занятие Цель: продолжать знакомить детей с Дымковской росписью народной глиняной игрушки, расширять кругозор о художественных народных промыслах. Задачи: уточнить и закрепить умение выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точкигорошины); формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью; развивать чувство цвета, умение сравнивать узоры по цвету, выбирать наиболее красивые, используя элементы дымковской игрушки; развивать воображение, образное восприятие, диалогическую речь; развивать эстетические чувства, мелкую моторику, глазомер; воспитывать интерес к народному искусству России; воспитывать умение слушать задание до конца, следовать советам педагога, воспитывать самостоятельность в работе; План: 1. Организационный момент- педагог читает письмо. 2. Рассматривание игрушек на слайдах, сопровождаемое чтением потешек. 3. Игра «Изобрази игрушку». 4. Показ птицы, прилетевшей в группу, которая принесла конверт с нераскрашенными птичками (создание проблемной ситуации) 5. Показ образца росписи птицы, демонстрация слайдов с элементами Дымковской росписи. 6. Физкультминутка. 7. Самостоятельная работа детей, перед началом которой педагог напоминает детям о правилах работы с кистью и красками. 8. Выставка готовых работ детей. Ход: 1.Организационный момент. - Ребята, мне сегодня прислали письмо, письмо необычное, с фотографиями, я бы хотела прочитать его вам! Педагог читает потешку «Птичий двор»: Три индюшки, три пеструшки, три гусыни – Все босые. Возле дома хлопотали, Бестолково лопотали: -Брр-брр-брр -Коко-ко! -Гага-га! Педагог демонстрирует игрушки (слайд 1) - Ребята, мне кажется мы где-то встречались уже с этими игрушками! (Да, на выставке в группе). - Какие вы видите игрушки? (барыня, лошадка индюк) А давайте вспомним- где изготавливали их, в каком селе? (изготавливали их в селе Дымково) - Значит их называют…. (Дымковская игрушка) 2.Педагог предлагает рассмотреть игрушки,сопровождая пока слайдов чтением -Посмотри, как хороша Эта девица-краса, Щечки алые горят, Удивительный наряд.(слайд 2) -Дымковские кавалеры с чувством собственного достоинства чаще изображаются верхом или в паре с барыней. С лентами да бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами, Проплываем павами.(слайд 3) -Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный. У большого индюка Все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост – Точно солнечный цветок, А высокий гребешок, Красной краскою горя, Как корона у царя.(слайд 4) -Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг – символ солнца. Голосисты эти птицы и нарядны, словно ситцы! (слайд 5) -Дымковские кони с пышной гривой и хвостом. Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, если гриву упустил (слайд 6) -Ребята, нравятся вам дымковские игрушки? (Да!) 3.Педагог предлагает детям поиграть. -Давайте ненадолго превратимся в дымковские игрушки. Становитесь в круг. Как только я буду называть, какую ни будь игрушку, нужно постараться изобразить ее движения. Игра «Изобрази игрушку» «Барыня!» (дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками). «Конь!» (дети скачут, как лошадка). «Индюк!» (дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками крыльями, надувая щеки). Повернитесь, покружитесь, Низко-низко поклонитесь! 4. Педагог вносит в группу глиняную птицу, раскрашенную Дымковской росписью. -Ой, ребята, посмотрите, кто к нам сегодня в гости прилетел! Какая нарядная-да красивая птица! И конверт в клюве нам принесла! Посмотрим, что в конверте? (Да, посмотрим!) Педагог достает из конверта листы с нарисованными птицами- нераскрашенными. -Ребята, а наша гостья загрустила- ее подружки все белые, совсем не похожи на нее. Как вы думаете, как можно ей помочь? Что нужно сделать? (Нужно раскрасить птичек!) -Правильно, давайте исправим это и распишем ее дымковскими узорами. Мы сейчас отправимся в мастерскую, где вы превратитесь в настоящих художников по росписи дымковской игрушки. 5.Показ образца росписи птицы. (слайд 7) Дети садятся за столы. -Сегодня мы с вами будем расписывать Дымковскую птицу. Обратите внимание на элементы росписи. Что вы видите? (слайд 8,9) (прямые, волнистые линии, кружочки, колечки) - А какие цвета используют народные умельцы при раскрашивании игрушек? (игрушки расписаны жёлтыми, красными, синими, зелёными, чёрными красками) Педагог показывает на мольберте приёмы рисования элементов: большие кружки – всей кистью, поворачивая на пяточке; маленькие кружки, точки и черточки– кончиком кисти; -Я думаю, мы все готовы превратиться в народных мастеров. Осталось только сказать волшебные слова: Вправо- влево повернись и в умельцев превратись! -Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы, глядя на нее, душа радовалась. 6. Физкультминутка. А теперь, ребята, встать, (дети встают) Руки медленно поднять, (поднимают руки вверх) Пальцы сжать, потом разжать, (сжимают и разжимают пальцы) Руки вниз и так стоять. (опускают руки вниз) Наклонитесь вправо, влево (наклоны вправо и влево-руки на поясе) и беритесь вы за дело. (встают прямо- руки внизу) Мастерами все мы стали, (маршируют на месте) Кисти, краски в руки взяли. (берут воображаемые краски и кисти) Засверкали ярко краски, оживает всё как в сказке. (рисуют в воздухе) 7.Самостоятельная работа детей. Педагог напоминает, как правильно держать кисть, как макать кисть в воду и о край баночки снимать лишнюю каплю. Обмакивать кисть о салфетку. И на весь ворс набирать краску другого цвета. Во время работы детей педагог оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся. 8.Выставка работ. Теперь, ребята, мы можем устроить выставку Дымковской игрушки и спросим нашу птичку- нравится ли ей, довольна ли она? Птица «рассматривает» работы детей, хвалит всех. Технические средства: проектор для презентации, ноутбук. Дидактические материалы: глиняная игрушка птицы, раскрашенной Дымковской росписью, потешки, слайды с изображением Дымковских игрушек и образцов росписи. Методическая литература: 1. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985. 2.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя группа). М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 3.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду (ср. гр.) М.: ТЦ Сфера 2007 4. Величкина Г.А., Шпикалова Т.Я «Дымковская игрушка». «Альбом твоих аппликаций. Народные промыслы: дымковская игрушка». 5. Борисова Н. «Хрестоматия для дошкольников 3-4 лет». 6. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М. , 2010. Интернет-ресурсы: books.google.ru dymkatoy.ru Методический комментарий к конспекту. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности. Рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративноприкладного искусства. Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов: - знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора; - углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции; - творческое использование полученных знаний, умений, навыков. Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров – процесс увлекательный и познавательный. Преподнесенный детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смысле, заложенном в каждом узоре. Поможет: - пробудить интерес (как особую форму познавательной потребности) к народному искусству; - создать яркий эмоциональный фон декоративно-орнаментальной деятельности; - наполнить повествовательным смыслом общую композицию; - сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов. Представленный конспект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами: 1. Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес). 2. Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей). 3. Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям). 4. Принцип психологической комфортности. Для достижения педагогической цели и задач были использованы такие методы и приёмы: Наглядный метод (использование дымковских игрушек, презентация с иллюстрацией расписных игрушек и элементов Дымковской росписи). Словесный метод (беседа с детьми о росписи). Игровой приём (хороводная игра «Изобрази игрушку»). Приём эмоциональной заинтересованности (сопровождение -презентация). На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Воспитанники сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. В процессе таких занятий воспитанники получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные и интеллектуальные способности. Важной особенностью этих занятий является и то, что они учат детей фокусировать внимание и не только активно участвовать, но и слушать и наблюдать. Каждое занятие по художественно-эстетическому развитию необходимо выстроить так, чтобы процесс не стал скучным, однообразными монотонным.
Конспект комплексного занятия в средней группе (4-5 лет)
Тема занятия: Дымковская игрушка.
Программные задачи :
1. Обучающая: учить детей рисовать концом кисти, наносить точки, рисовать круги, дуги, кольца, полоски.
2. Развивающая: развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству.
3. Воспитательная: воспитывать желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам дымковской росписи.
Дидактический материал :
· Дымковские игрушки.
· Шаблоны на каждого ребёнка.
· Ватные палочки.
· Кисти, краски, салфетки.
· Современные дудочки, свистульки.
· Иллюстрации.
· Аудиозапись
Словарная работа:
Активизация словаря: глиняные, свистулька, станки.
Обогащение словаря: умельцы, дымковская, мастера, роспись.
Ход занятия:
1-я часть : Познавательное занятие «История дымковской игрушки».
Привлекаю внимание детей.
Ребята посмотрите, что у меня в руках!
Сегодня утром в детский сад почтальон принёс посылку. Сейчас мы с вами узнаем кому эта посылка и от кого.
Читаю надпись на посылке, кто отправил посылку и кому она предназначается.
- «Для ребят средней группы от русских мастеров». Хотите посмотреть, что внутри посылки? Приглашаю детей сесть на заранее приготовленные стульчики полукругом.
Дети садятся полукругом на стульчики . Посылку ставлю на столик перед детьми. Достаю несколько (2-3) народных игрушек, расставляю на столе. Дети рассматривают. Спрашиваю:
Ребята, что это? (игрушки ) Вам они нравятся? Хотите, я вам расскажу об этих игрушках?
Эти игрушки сделаны из глины. Из чего сделаны игрушки? (из глины )
Посмотрите. В руках у меня непростая игрушка, это свистулька. (Показываю, как можно свистеть на этой игрушке).
Ребята, что у меня в руках? (свистулька ). Из чего сделана свистулька? (ответы детей).
Если дети ошибаются в ответе, даю для сравнения свистульку из дерева.
Продолжаю рассказ.
В далёкие времена, всем мальчикам и девочкам нравилось играть со свистулькой. Слушаем запись игры на свистульке.
Раньше не было таких игрушек, какие есть теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами. Кто делал игрушки раньше? (умельцы).
Рассматриваем с детьми современные свистульки, дудочки. Объясняю, что они сделаны из материала, который называется - пластмасс.
Из чего сейчас делают свистульки, дудочки, свистки? (пластмасс )
Придумывают игрушки люди, а изготавливают эти игрушки специальные машины на игрушечной фабрике. Машины эти называются - станки .
Показываю иллюстрацию станков.
Где изготавливают сейчас игрушки, как называются машины, на которых делают игрушки? (ответы детей ).
Затем ещё раз показываю народную игрушку - свистульку.
Заводов по изготовлению игрушек раньше не было. Игрушки делали сами люди. Свистульки делали из дерева и глины (показываю).
Из чего делали игрушки? (дерева, глины).
Глину, как и дерево, всегда можно найти. Не только свистульки делали из дерева и глины, но и другие игрушки. Сегодня я вам покажу игрушки сделанные мастерами из глины.
Достаю из посылки остальные игрушки , рассматриваем с детьми. Называю и показываю:
Козлята, курочки, барышни и другие игрушки делали народные мастера.
Мастера были разные. У каждого было своё дело. Одни лепили игрушки, другие их расписывали .
Посмотрите, как интересно и необычно расписаны игрушки. Сейчас мы с вами их рассмотрим поближе.
Расставляю игрушки на столах , дети подходят к игрушкам по желанию, рассматривают.
Даю возможность детям подержать в руках, рассмотреть. После того как дети рассмотрели, спрашиваю:
Что на них нарисовано? (кружочки, клеточки, полоски, точки ).
Какого цвета? (ответы детей).
Продолжаю рассказ:
Начали делать такие игрушки очень-очень давно, в селе с красивым названием Дымково. (Дети повторяют название ). Так и назвали эти игрушки - дымковские (дети повторяют ). Их можно узнать по этим красивым узорам. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые дымковские игрушки. Люди покупают их и любуются. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки, только у нас в России. Вот какая интересная история у дымковской игрушки.
Сейчас мы с вами отдохнём, а потом превратимся в народных умельцев, в мастеров.
Физкультминутка под музыку:
(аудиозапись).
2-я часть : Раскрашивание шаблонов по мотивам дымковской игрушки.
Ребята, хотите тоже, как дымковские мастера расписать игрушки?
Садитесь за столы. Каждый из вас сейчас становится мастером и у каждого своё рабочее место, свои инструменты, которыми он будет работать.
Прежде чем приступить к работе, давайте ещё раз рассмотрим дымковские игрушки.
Рассматриваем игрушки. Подробно рассказываю об элементах росписи. Показываю образец рисования. Проговариваем с детьми какие используются элементы в данной росписи. Сухой кисточкой на листе прорисовываем круг, клеточку, полоску, точки. Раздаю детям шаблоны и предлагаю подумать и расписать каждый свою игрушку в стили дымковской росписи.
Под народную музыку дети выполняют свои работы. Индивидуально помогаю тем, кому трудно справиться с какими - либо элементами. Показ произвожу на своём листе.
В конце занятии выставляю все работы, подходим с детьми и любуемся, какие красивые получились у них работы, какие замечательные они мастера.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
с. Святославка Самойловского района Саратовской области
КОНСПЕКТ
Непосредственной образовательной деятельности
По теме: «Дымковская барышня»
(декоративное рисование)
(средняя группа)
Воспитатель: Белянская Е.А.
2016 год.
Примерная общеобразовательная программа «Детство»
Возрастная группа - средняя
Тема НОД : «Дымковская барышня» (декоративное рисование)
Цель : Роспись силуэтов дымковской игрушки.
Задачи :
- Познакомить детей с дымковской игрушкой.
- Показать варианты сочетания элементов декора по цвету и форме (точки, круги, прямые линии, решётка)
- Развивать воображение, цветовое восприятие.
- Учить детей эмоционально воспринимать предстоящую работу, развивать желание рисовать.
Подготовительная работа:
Декоративное рисование «Украсим фартучек» «Красивая тарелочка» «Салфетка для мамы»
Демонстрационный материал : Изображения дымковских кукол.
Раздаточный материал : силуэт дымковской куклы, гуашевые краски, кисть, салфетки, ватные палочки, непроливайка с водой.
Ход НОД.
- Вводная часть.
Дымковская барышня ходит не спеша
Ею все любуются, ах, как хороша!
Воспитатель: Дети, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли очень необычные куклы в красивых нарядах. Они прибыли к нам издалека. Из села «Дымково». В этом селе все люди занимаются тем, что делают игрушки вот таких кукол и другие игрушки животных, птиц. И эти игрушки называются дымковские. Делают эти игрушки из глины, но глина коричневая и не красивая. А чтобы игрушки были красивые, их потом раскрашивают разными красками.
Давайте рассмотрим нарисованных кукол. Они такие нарядные словно барышни.
Воспитатель:
Дети, а во что одеты дымковские барышни?
Дети:
Юбка, кофта.
Воспитатель:
А что у барышни на голове?
Дети:
Шляпка.
Воспитатель: Вот у этой барышни действительно шляпка, а у этой кокошник. Красивый женский наряд для головы.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Красный, оранжевый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, малиновый.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать дымковскими мастерами, вы хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Как настоящие мастера, вы будете расписывать наряд дымковских кукол.
Воспитатель: Начнём роспись с головы, с кокошника, а то рукой смажем рисунок.
С чего начнём роспись.
Дети: С головы, с кокошника.
Воспитатель: Ещё раз посмотрите на дымковских кукол! Скажите, что у них окрашено в один цвет, а что расписано узорами?
Дети: Кокошник и кофточка окрашены в один цвет, а юбка - узорчатая.
- Часть. Основная.
Воспитатель: (Прикрепляю к мольберту нарисованный на листе силуэт куклы, показываю и объясняю детям последовательность работы) Ребята, сначала концом кисти следует закрасить кокошник и постараться не испачкать лицо кукле. Затем закрасить кофточку барышни, посмотрите, я оставляю белые ручки у куклы. И только потом приступаем к украшению юбки. Узор на юбке вы можете рисовать, кто какой захочет: полосатый, клетчатый или с кольцами (показываю три варианта росписи юбки: полосатую юбку, в клеточку, кольцами)
Воспитатель: Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою куклу. Если кто-то затрудняется, то вам - помощники-подсказки изображения кукол на доске.
Для росписи я приготовила вам краски, кисти и ватные палочки.
Для чего кисти? Для чего ватные палочки?
(ответы детей)
А теперь проходим в мастерскую и украсим наряды дымковских барышень.
Дети садятся на свои места и приступают к работе.
Воспитатель: Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промачивайте о салфетку.
- Часть. Заключительная.
Воспитатель: А теперь, посмотрите на своих кукол. Какие они красивые! А вам самим нравятся ваши работы?
Дети: Да!
Воспитатель: Вот наши игрушки засветились и стали ненаглядными. И впрямь, на них не наглядеться! Даже на душе стало радостно.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня на занятии вы побывали дымковскими мастерами, научились расписывать игрушки и очень хорошо справились с этой работой.
Документы для скачивания: