2016-10-25T18:57:46+03:00
Добрый день, дорогие читатели! Сегодня предлагаю поговорить на школьную тему. Учебный год только недавно начался, поэтому, опираясь на свой опыт работы в школе, я хочу предвосхитить вопросы о школьной успеваемости. В этой статье отвечу на наиболее популярный вопрос от родителей: «Ребенок плохо учится в школе. Что делать?»
Уж точно не кричать и не готовить ремень. Поверьте, этим делу не поможешь. Но что же тогда? Прежде чем отвечать на вопрос «Что делать?», сначала надо разобраться в причинах происходящего. Почему ребенок плохо учится?
Основные причины я бы разделила на три основных типа:
- Состояние здоровья ребенка;
- Личностные качества;
- Социальные факторы;
Здоровье ребенка
В первом классе обычно вопросов по школьной неуспеваемости у родителей не возникает, т.к. в первом классе не ставят оценок. Очень редко учитель может сказать об отставании ребенка по программе, хотя и такое иногда бывает. В большинстве случаев ребенок начинает плохо учиться во 2 классе и позже. С чем это может быть связано?
С ослабленным состоянием здоровья или наличием каких-либо особенностей в развитии. Дети, которые , вынуждены пропускать занятия в школе, и начинают потихоньку отставать по программе. Здесь, конечно, не обойтись без консультации врача педиатра и закаливающих процедур.
Для детей с особенностями в развитии (задержка психического развития, дети с нарушением зрения или слуха, детский церебральный паралич и т. д.), даже если они поступили в общеобразовательную школу и обычный массовый класс (инклюзивный), должна быть выбрана и простроена специальная программа обучения.
Усталость и астенические симптомы у ребенка также являются фактором, способствующим плохому обучению ребенка в школе. Обратите внимание на нагрузку ребенка. Не слишком ли она велика? Сейчас вокруг столько возможностей для дополнительного образования и развития ребенка, что мало какой родитель не пытается воспользоваться этой возможностью.
Правда, как здорово, когда помимо основной программы в садике или школе можно позволить ребенку получать новые знания, навыки и умения в разных кружках, секциях и на дополнительных занятиях. (Подробнее о выборе секции и кружков для ребенка вы можете прочитать в статье.) Но иногда такая нагрузка на ребенка может вызывать у него усталость и истощение.
Посмотрите на график занятий ребенка. Загружен ли ваш малыш? А может быть вы думаете, что его это не сильно выматывает? Возможно, стоит исключить английский 3 раза в неделю или оставить танцы 2 раза в неделю, но отменить фигурное катание?
Но прежде, чем отменить вообще все занятия, посмотрите, а как он на них занимается? Приносят ли они ему то удовольствие, которое он не получает от занятий в школе? Успешен ли он в своем кружке? Ели да — то отменять их не стоит.
Тогда его мотивация к дальнейшей учебе и его самооценка могут сильно пострадать. А если вы решили, что занятия музыкой, например, приносят ему удовольствие, но они слишком частые (5 раз в неделю), вы можете их просто сократить до 3-х раз, например.
Усталость, сонливость, простудные заболевания — ни для кого не секрет, что все это влияет на работоспособность малыша. Как бы ни банально звучало, но «В здоровом теле — здоровый дух!». Здоровый ребенок может справиться с задачами, которые перед ним ставятся. Причем здоровый не только физически, но и психически.
Личностные качества ребенка
Здесь может быть несколько причин, приводящих к возникновению проблем с учебой:
Ребенок был не готов к поступлению в школу
Причем здесь я бы тоже выделила 2 пункта:
Вот два примера:
- Семья фермеров. Ребенку 8 лет. Он умеет копать, водить трактор, знает основу ремёсел, но не умеет читать. Отец с рождения прививает ему навыки, которые пригодятся ему в будущей жизни фермера, ставя это на первое место. А на знакомство с азбукой времени попросту не хватает.
- Семья городская. Папа работает директором фирмы, мама домохозяйка, есть возможность нанять и няню, и репетиторов. Но родители не хотят. В школе должны учить, говорят они. Пусть хоть до школы отдохнет и делает все, что захочет, потом жизнь и так научит. А мы даем нашему ребенку счастливое и беззаботное детство.
Звучит и правда красиво, согласны? Правда, это все иллюзии. Во-первых, за обучение в школе отвечают не только учителя, но и родители. Во-вторых, в реальной жизни школа берет уже подготовленных детей.
Эмоциональное состояние ребенка. Ребенок встревожен или возбужден
Это очень обширная причина. Ребенок может быть напуган изменениями в семье (развод, рождение брата/сестры, переезд, смерть близкого и т. д.). Что-то произошло в его жизни, что сильно его напугало. Или он остро переживает подростковый период (неразделенная любовь, отношения со сверстниками, конфликты с родителями) и т. д.
Конечно, как вы сами понимаете, в этот период ребенок совсем не хочет учиться. Для него сейчас более важны другие задачи. Здесь взрослый может помочь решить те проблемы, которые возникли перед ребенком и только потом наладить учебу.
К сожалению, часто слышу от родителей и от учителей, что вся эта неразделенная любовь или переезд — «Все это глупости!», «Быстрее включайся в учебу!». Поймите, он не может этого сделать. Поставьте себя на его место. И помогите справиться со шквалом чувств, которые в нем кипят.
Иногда ребенок начинает плохо учится, чтобы привлечь к себе внимание со стороны родителей. Возможно, ему сейчас не хватает вашей поддержки? Или он протестует против слишком большого количества запретов в его жизни и делает все наперекор? Или он понимает, что «стать отличником» — это нереализованная мечта мамы, которую теперь должен воплотить в жизнь он?
Социальные причины
Конфликты в школе
Не сложились отношения с классом
. Например, обзывают и считают белой вороной. Когда тебя весь класс дразнит, то на уроке совсем не думается о примерах. Скорее всего, в голове сидят такие мысли: «как бы поскорее уйти домой?», «почему они на меня взъелись?», «как им отомстить?».Или конфликт с учителем . Учитель просто невзлюбил ребенка. Придирается и вместо того, чтобы помочь разобраться в предмете, шпыняет и, наоборот, заваливает сложными заданиями. Есть учителя от Бога. А есть и обычные люди, которые иногда тоже могут срываться. И в этом варианте это отражается на наших с Вами детях.
Не подходящая программа
Она может быть, как слишком простой, так и наоборот, слишком сложной. Ребенку скучно. Это может произойти по нескольким причинам.
- Малыша слишком рано начали обучать/развивать. Он в три года учил буквы. И сейчас ему эта деятельность не интересна, процесс обучения неприятен, хочется играть.
В данном случае, ребенку надо дать возможность «наиграться» вдоволь. Не запрещать игры, а поощрять и развивать их, постепенно, очень постепенно переводя на учебную деятельность.
- Ребенок быстро схватывает и легко осваивает школьную программу. Тогда на уроках, если нет индивидуального подхода, он постепенно начинает считать ворон. Ведь задачи ему уже кажутся слишком простыми и неинтересными. И тогда, когда программа усложняется, он не успевает подключиться и постепенно скатывается на двойки и тройки.
Итак, на вопрос «Почему ребенок плохо учится?» мы с вами постарались ответить. Причина может быть одна, а может и несколько. Например, ребенок вступил в подростковый период, напряжен, а тут еще и новый учитель по математике, который изменил программу и систему оценок.
Ребенок плохо учится в школе: что делать?
Теперь возникает следующий закономерный вопрос: «А что же с этим делать?»
А если ему не хватает вашего внимания? Подумайте, какая в этом выгода для него? Он плохо учится, вы забрасываете личные дела, и все свое время проводите с ним, пытаясь разобраться с уроками. Не в этом ли причина? Помогайте, но не делайте все за него.
Краткий итог: если ваш ребенок стал плохо учится, не спешите ругать его. Постарайтесь понять, почему это происходит? Что его отвлекает и беспокоит? Помните, объединяя усилия, а не конфликтуя, вы сможете быстрее найти решение в любой ситуации.
Посмотрите видео «5 двоечников, добившихся успехов»:
Напишите в комментариях — как вы лично справляетесь с проблемами в обучении ваших детей? Какие методы из описанных применяете? А, может быть, у вас имеются какие-то свои фишки? Поделитесь с нами! И понажимайте кнопочки соцсетей — расскажите о статье друзьям).
Школьные годы - это, без всякого сомнения, очень важный этап в жизни каждого человека, но вместе с тем и достаточно трудный. Лишь незначительная часть детей способна весь период пребывания в стенах образовательного учреждения приносить домой только отличные оценки. Большинство школьников при изучении предметов испытывают серьезные затруднения. И конечно, это не может не волновать родителей. Они начинают задаваться вопросами: «Как помочь ребенку, если он плохо учится?», «Что предпринять, чтобы исправить ситуацию?»
Причины неуспеваемости
Нередко папы и мамы начинают решать эту проблему даже и не в связи с тем, что в дневнике их сына или дочери появились неудовлетворительные оценки. Родители задумываются о том, как научить ребенка учиться, порой даже при имеющейся незначительной тенденции к падению успеваемости. Однако прежде чем начать предпринимать какие-либо меры, необходимо понять, какие же факторы способствуют созданию подобной ситуации. А их можно условно разделить на три типа.
Среди них:
Состояние здоровья детей;
Личностные качества ребенка;
Социальные факторы.
Рассмотрим их подробнее.
Здоровье ребенка
О школьной неуспеваемости не волнуются, как правило, родители первоклашек. Ведь в самом начале обучения учитель просто не ставит своим воспитанникам оценок. И только в некоторых случаях педагог указывает папам и мамам на отставание их малыша от программы.
Но, как правило, то, что ребенок плохо читает, считает и осваивает школьные предметы, становится понятным тогда, когда он переходит во второй класс.
Каковы могут быть причины неуспеваемости? Нередко они связаны со слабым здоровьем ребенка или же с наличием у него некоторых особенностей развития. Так, часто болеющим деткам приходится пропускать занятия, и они начинают отставать по всем предметам школьной программы. Для того чтобы исправить ситуацию, родителям потребуется проконсультироваться у врача-педиатра и проводить со своим сыном или дочерью закаливающие процедуры.
Если в начальной школе и при этом обладает некоторыми особенностями состояния организма, к примеру, нарушением зрения или слуха, задержкой психического развития, детским церебральным параличом и т.д., то для его обучения необходимо применять специальную программу. Ее разработка и использование производятся даже в том случае, если такие школьники посещают обычный класс общеобразовательного учреждения.
Нередко ребенок плохо учится из-за усталости и проявления астенических симптомов. Для устранения данного фактора родителям следует обратить внимание на ту нагрузку, которую школьнику приходится нести в процессе получения знаний. Вполне возможно, что она окажется чересчур велика для него. Конечно, на сегодняшний день значительно расширился перечень дополнительных возможностей, используя которые, многие папы и мамы стремятся дать толчок к усиленному развитию ребенка. Ведь это так здорово, когда помимо той программы, которую дети проходят в школе, можно получать новые умения, навыки и знания в различных секциях и кружках. Но порой такая нагрузка приводит к тому, что в еще неокрепшем организме развивается усталость, и, как следствие, ребенок плохо учится.
Как избежать подобной ситуации? Родителям стоит внимательно изучить график занятий своего сына или дочери. Насколько они загружены? А может, это бесконечное хождение по кружкам просто изматывает их? Как поступить? Уменьшить количество занятий по английскому языку или оставить танцы, отменив фигурное катание?
Прежде чем решиться на тот или иной шаг, следует обратить внимание на то, как занимается в этих кружках ребенок. Приносит ли ему их посещение удовольствие? Показывает ли он какие-либо результаты? Если ответ будет положителен, то отменять дополнительные занятия не стоит. В противном случае у ребенка, скорее всего, пострадает мотивация к дальнейшему обучению в школе, а также собственная самооценка.
Но порой бывает и так, что родителям просто не хватает свободного времени, и они даже и не пытаются записать своего малыша в какой-либо кружок. Тем не менее они нередко слышат от сына или дочери фразу «Не хочу учиться». Малыш или подросток очень быстро устает даже при выполнении довольно простых заданий. В таком случае родителям просто необходимо бить тревогу. Подобное поведение, без всякого сомнения, является следствием имеющихся проблем со здоровьем. К сожалению, многие папы и мамы о такой причине, которая дает ответ на вопрос «Почему ребенок плохо учится?», очень часто забывают. Если школьник будет абсолютно здоров, то тогда потребность и желание в получении новых знаний у него непременно появятся. Но произойдет это только тогда, когда отсутствуют иные причины изучаемой проблемы.
Неготовность к поступлению в школу
Рассмотрим личностные причины того, что ребенок плохо учится. И одной из них является неготовность ребенка к поступлению в школу. В таком случае психологами выделяются два фактора:
- Несформированная ВПШ ребенка. Под данной аббревиатурой скрывается внутренняя позиция школьника, его моральная готовность начать обучение. В сегодняшнем мире деткам пытаются привить знания практически сразу с пеленок. Считается, что тот, кто идет в школу, должен быть не только хорошо физически подготовлен. Сегодняшний первоклассник, как правило, уже умеет читать, писать и считать. Однако это далеко не все, что необходимо для начала образовательного процесса. Ребенок должен быть психологически готов стать школьником, на что, как правило, внимания родители не обращают. И если в первом классе малышу еще удается кое-как адаптироваться, то став второклассником, он может заявить: «Не хочу учиться». И удивительного в этом ничего нет. Ведь у такого школьника отсутствует учебная мотивация. В его сознании продолжает главенствовать игровая форма получения знаний. Вполне возможно, что у малыша просто не достигла стадии необходимой зрелости подкорковая структура мозга, которая в ответе за произвольность, то есть за терпение и силу воли, которые необходимы для успешного получения знаний. Как научить ребенка учиться? Психологи в таких случаях рекомендуют не торопить школьника с выполнением заданий, ведь таким деткам потребуется больше времени на то, чтобы окончательно адаптироваться.
- Педагогическая запущенность. Она также может быть одной из причин того, что ребенок плохо учится. Причем данный фактор имеет место не только в тех семьях, где живут алкоголики и дебоширы. Очень часто подобная ситуация наблюдается и там, где интеллигентные родители изо всех сил стремятся дать свои деткам только самое лучшее.
Негативное эмоциональное состояние
Эта причина плохой успеваемости также является личностной. Порой ребенок бывает возбужден или встревожен. Его, например, пугают те или иные изменения в семье, в числе которых развод родителей, рождение сестры или брата, переезд на новое место жительства и т.д. То, что произошло в жизни маленького человека, вероятно, очень сильно напугало его.
Нередко плохо учатся школьники, остро переживающие подростковый период, в котором могут быть и неразделенная любовь, и нескладывающиеся отношения со сверстниками. Конечно, в такое непростое для ребенка время на первый план у него выдвигаются другие задачи. Как исправить ситуацию в таком случае? Здесь на помощь должен прийти взрослый, который, прежде всего, поможет подростку решить возникшие перед ним проблемы, а уж после наладить учебу.
Порой своими плохими оценками школьник пытается добиться внимания со стороны родителей. Вполне возможно, он находится в таком состоянии, которое требует поддержки взрослых. А может, он таким образом высказывает протест против огромнейшего количества ограничивающих его жизнь запретов, делая все наперекор?
Потребности
По какому поводу на сегодняшний день бьют тревогу практически каждый родитель и школа? Ребенок в современном мире не желает учиться. Подобный факт подтвержден и многими экспертами. Причем такая проблема существует среди детей различных возрастов. И даже малыши-дошкольники все чаще и чаще огорчают пап, мам и воспитателей полным отсутствием интереса к получению новых знаний.
Истоки подобного явления кроются в сфере современных технологий. Дети становятся во многом зависимыми от гаджетов. Их привлекает техника и игры. При этом пропадает желание изучать этот мир. Дети, находящиеся в лишаются любознательности. Они не хотят учиться писать, считать, да и просто посещать школу. Вина за это полностью ложится на родителей. Единственным выходом из сложившейся ситуации является отучение деток от планшетов и смартфонов. Но делать это рекомендуется не сразу, а постепенно ограничивая малышей и подростков во времени, которое они проводят за гаджетами.
Конфликты в школе
Приступим к рассмотрению социальных причин. И одной из самых распространенных из них считаются существующие между школьниками конфликты. Разумеется, когда весь класс считает ребенка белой вороной, обзывает и дразнит, тогда становится вполне понятно, например, почему ребенок плохо учится по математике. Плохие оценки вовсе не зависят от его интеллектуальных способностей. Ведь в такой ситуации не хочется решать примеры. Школьник, скорее всего, думает лишь о том, как ему быстрее уйти домой или отомстить за свои обиды.
Конфликты бывают между детьми и учителями. Педагог может просто невзлюбить ребенка и начать постоянно придираться к нему по любому поводу, даже и не пытаясь помочь и разъяснить непонятные моменты в своем предмете. Такие ситуации также не редкость. Ведь далеко не все учителя в наших школах - от Бога. Чаще это обычные люди, которые вполне могут сорваться. И в таком случае их негативные эмоции отражаются на детях.
Сложная программа
Это еще один социальный фактор. Школьная программа по тому или иному предмету может быть как слишком простой, так и чересчур сложной. И в первом, и во втором случае ребенку становится скучно.
Из-за чего это происходит? Порой дети учатся дома читать и писать уже с самого раннего возраста. И если в три года они освоили азбуку, то в школе делать это им уже неинтересно. Ребенку хочется играть. Как исправить данную ситуацию? Позволить школьнику вдоволь наиграться, постепенно переводя его деятельность в рамки обучающей программы.
Скучно бывает и тем детям, которые очень быстро осваивают материал. И если на уроках отсутствует индивидуальный подход к каждому школьнику, то они начинают «считать за окошком ворон».
Ведь задачи, которые учитель дает всему классу, кажутся таким вундеркиндам неинтересными и слишком простыми. При усложнении программы эти дети просто не успевают подключиться к процессу, начиная приносить в дневнике тройки и двойки.
Как устранить это явление? Ситуацию можно исправить:
Сменив школу;
Переведя ребенка в «сильный» класс;
Занимаясь с ним по индивидуальной программе с привлечением репетитора.
Ребенок, которому станет интересно учиться, с удовольствием будет посещать школу.
Мотивация
Началу любого процесса соответствуют те или иные причины. Научить ребенка учиться можно в том случае, если подогреть его интерес к знаниям.
К сожалению, в реальной жизни многие родители наказывают своих детей за неудачи, воспринимая при этом их успехи как должное. Именно такое отношение и приводит к тому, что со временем у ребенка пропадает интерес к получаемым знаниям, и он начинает плохо учиться.
Разумеется, родители должны подходить к воспитанию своего сына или дочери со всей строгостью и серьезностью. Однако делать это нужно в меру. Психологи рекомендуют папам и мамам поставить себя на место своего чада. Если у них не будет мотивации к выполнению того или иного задания, возьмутся ли они за него? Конечно, нет! Точно так же ведут себя и дети. Чем же заинтересовать ребенка в таком случае? Здесь к каждому школьнику потребуется индивидуальный подход. Так, для одних детей отличной мотивацией станут карманные деньги, для других - те или иные покупки, а для третьих - сладости или просто похвала семьи. Но не стоит обманывать свое чадо, а также применять к нему наказание в виде ремня. Ведь ребенок, даже если он и начнет добиваться некоторых успехов в учебе, постепенно перестанет контактировать со своими родителями. Причем такое разрушение отношений порой остается на всю жизнь.
Контроль
Конечно, дети должны учиться и активно получать знания. Однако делать это им важно без устрашения, пренебрежения и запугивания. Родителям необходимо прислушаться к совету психологов, которые рекомендуют не слишком контролировать своих дочек и сыночков. Ведь постоянное и очень активное внимание к процессу обучения нередко приводит к нежеланию ребенка учиться. Школьнику начинает казаться, что для его родителей важны лишь хорошие оценки, а все прочие сферы жизни их детей, их чувства и переживания - пустяк. Подобные мысли и приводят к потере желания учиться.
Ответственность
Как научить детей учиться? Для этого родителям понадобится вырабатывать у них ответственность. Такая черта характера явится великолепным подспорьем для всех пап и мам. Она позволит наладить великолепные отношения в семье, а также добиться того, чтобы сын или дочь хорошо учились в школе.
Как же добиться этого? Уже с первых лет посещения школы детей необходимо приучать к ответственности за совершенные поступки. Вполне возможно, что подобное отношение к своим действия сохранится у ребенка надолго.
Родители должны учить детей пониманию того, что в жизни многое зависит от стремлений, желаний и совершенных поступков. Также папам и мамам необходимо разъяснять своему чаду, что процесс обучения является своеобразным трудом, и весьма непростым. Причем его результатом станет получение знаний о мире, что невозможно купить ни за какие деньги.
- читать целыми словами и словосочетаниями со скоростью до 60 единиц в минуту,
- владеть начальными знаниями о синтагматическом членении текста,
- передавать интонацию в соответствии со знаками препинания,
- осознавать смысл прочитанного текста.
Что делать, если ваш ребенок читает плохо? Логопеды центра развития «Каркуша» рассказывают, что такое дислексия и как можно ее скорректировать.
Дислексия – это нарушение процесса чтения и понимания слов и текстов при нормальном зрении, слухе, памяти, интеллекте. Ребенок заметно отстает от своих одноклассников по уровню овладения чтением и письмом, но является полностью обучаемым.
Как правило, дислексию можно распознать по следующим признакам:
- ребенок читает очень медленно – по слогам или даже по буквам;
- читает наугад, пропускает и переставляет буквы, заменяет их на похожие по звучанию;
- пропускает слова и целые строчки;
- не понимает смысл текста, не может его пересказать;
- быстро утомляется при чтении, может жаловаться на головную боль;
- поворачивает текст так, чтобы читать одним глазом, держит учебник близко к лицу.
Дети с дислексией плохо различают геометрические фигуры, не всегда уверенно ориентируются в пространстве, путают понятия лево и право, верх и низ, имеют проблемы с мелкой моторикой.
Почему у ребенка развивается дислексия?
Данное нарушение чаще всего диагностируется у младших школьников, когда происходит активное овладение письменной речью. Оно обусловлено неправильным функционированием некоторых участков головного мозга.
Логопеды центра развития «Каркуша» выделяют следующие причины возникновения дислексии:
- тяжелая беременность, сложные роды;
- внутриутробные инфекции;
- наследственность;
- поражения ЦНС;
- перенесенные травмы и инфекции головного мозга;
- общее недоразвитие речи, задержка психического развития.
В первом классе определить дислексию невозможно, поскольку ребенок только начинает овладевать чтением и письмом, и ошибки на данном этапе совершенно естественны.
Виды дислексии
Нарушение овладения чтением проявляется по-разному, и от этого зависит выбор способа коррекции. Логопеды различают следующие виды дислексии:
- фонематическая, когда ребенок с трудом различает звуки. Головной мозг не может воспринимать и анализировать фонемы, поэтому ребенок читает по буквам и взаимозаменяет звуки, близкие по месту и способу образования;
- семантическая – при этой форме ребенок не может понять, о чем текст, не узнает даже хорошо знакомые слова, так как читает их по слогам и не может соединить отдельные части в одно целое. Серьезную проблему для ребенка представляет соединение слов в предложение;
- аграмматическая форма проявляется в ошибочных окончаниях числа и падежа, неправильном согласовании разных частей речи, образовании глагольных форм (время, спряжение, число), образования местоимений и т. д. Эта форма наблюдается у детей с системным недоразвитием речи;
- мнестическая форма возникает из-за нарушения речевой памяти и звукобуквенных связей. Дети смешивают графически похожие буквы, пропускают слоги, которые не могут «опознать»;
- оптическая форма возникает из-за нарушения зрительно-пространственного восприятия. Таким детям сложно создавать даже очень простые рисунки. Они могут не дописывать буквы, с трудом различают буквы, которые похожи по написанию, например, О и С.
Для коррекции данных видов дислексии используются следующие методы:
- развитие артикуляции и формирование представлений о звукобуквенном составе – при фонематической форме;
- развитие навыка соединения слогов и обучение основам грамматики языка – при семантической форме;
- создание и отработка постоянных грамматических схем-шаблонов – при аграмматической форме;
- развитие речевой, слуховой и зрительной памяти – при мнестической форме;
- развитие зрительно-пространственного восприятия – при оптической дислексии.
Коррекция дислексии должна проходить строго по индивидуальной программе под контролем опытного логопеда.
Чем вы можете помочь ребенку в домашних условиях?
Ежедневные занятия помогут сделать процесс коррекции более быстрым и успешным, а достигнутый результат – устойчивым и длительным. Вот некоторые из упражнений, которые советуют логопеды центра развития «Каркуша».
1. Развивайте мелкую моторику
Пальчиковый массаж, игры типа «Колечка», лепка, собирание пазлов, сенсорные коробки с мелкими предметами, рисование, в том числе и зеркальное, – все это способствует лучшему притоку крови к центру речи, развитию слуховой, речевой и зрительной памяти.
2. Диктанты
Небольшие диктанты объемом до 200 знаков не утомляют ребенка, и их можно проводить ежедневно. Не исправляйте ошибки, а делайте пометки на полях строчек, где они допущены, цветной ручкой. Использовать красную пасту нежелательно, так как этот цвет ассоциируется с плохой оценкой. Предложите ребенку самому найти свои ошибки. Для диктанта выбирайте отрывки из хорошо знакомых текстов, например, сказок.
3. Работайте над произношением
Выделяйте ежедневно 10-15 минут на артикуляционную гимнастику, особое внимание уделяйте тем звукам, которые представляют для ребенка наибольшую трудность. Просите ребенка проговаривать слова при написании. Не торопите его при чтении. Пусть он читает медленно, но более-менее связно. Не ругайте за ошибки.
4. Изучайте грамматику, играя
Вам понадобятся карточки со словами. Составьте из них предложение, которое вы произносите. Затем попросите сделать то же самое ребенка самостоятельно на слух. Начинайте с самых простых предложений, постепенно переходя к более сложным конструкциям.
5. Найди слово
Это упражнение помогает развить фонематический слух. Возьмите карточки с изображениями знакомых предметов, подписанные с обратной стороны. Разложите карточки картинками вниз. Попросите ребенка найти слово, которое вы называете. Постепенно усложняйте задание, добавляя новые слова, обозначающие действия и признаки.
Остались вопросы? Приходите на консультацию в центр развития «Каркуша», и наши логопеды обследуют ребенка, поставят точный диагноз, разработают индивидуальную программу коррекции и дадут четкие рекомендации по самостоятельным занятиям дома.
Ребенок плохо учится – знакомо? Часто родители младших школьников жалуются на то, что их дети, закончив первый или второй класс с отличными отметками, к концу начальной школы съезжают до троек и даже двоек. Родительскую обеспокоенность можно понять, ведь они наблюдают своего малыша с рождения и помнят, когда и как он начал читать, считать, его успехи в детском саду. В общем, знают его способности и потенциал. Что же изменилось сейчас? Почему ребенок плохо учится? Школа и учительница те же, способности малыша остались при нем, а вот результат оставляет желать лучшего.
Родители ищут причины, почему ребенок плохо учится в школе, и что делать, чтобы вернуть хорошие отметки. Корнем всех бед называют лень, а в качестве методов воздействия на ребенка выбирают различные виды наказания, пытаются взывать к совести, беседуя с ребенком. Как правило, если и есть результат, то он недолговечен.
Ребенок плохо учится школе. Берем в руки инструмент
В этой статье я попробую объяснить причину, почему ребенок стал плохо учиться, на примере своих учеников, применив знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Почему системно-векторная психология? Это наука, которая на сегодняшний момент дает полную картину развития психики человека, глубоко исследует процессы, происходящие в бессознательном, и четко отвечает на многие вопросы, которые до сих пор оставались нераскрытыми. Эта психология является практическим инструментом, с помощью которого можно решить многие детские, да и другие проблемы, тем более понять, почему ребенок стал плохо учиться.
Системно-векторная психология рассматривает восемь составляющих психики – восемь векторов. Каждый вектор имеет свой определенный набор свойств и желаний.
Ребенок рождается с уже заданными от природы векторами, которые находятся в неразвитом состоянии. До окончания пубертата, то есть переходного периода, у детей должно произойти развитие психики — свойств, заданных векторами. Дальше уже идет реализация того, что развилось. Для успешного созревания ребенка необходимы благоприятные условия, они же помогают ему учиться.
Что имеется в виду под «благоприятными условиями»? У человека, как и у животного, есть базовая задача – сохранить свою целостность или, другими словами, жизнь. Взрослый человек способен сохранить себя сам. Что касается ребенка, то для него до 16 лет главным гарантом безопасности является мама. Именно она дает чувство защищенности, которое не имеет ничего общего с материальными вещами. Никакие дорогие игрушки, красивые коляски, модные вещи, красочные книжки не заменят его. Ощущение защищенности и безопасности — это и есть та среда, в которой ребенок сможет развить свои природные качества по максимуму. Не трудно понять, что нормальное психологическое состояние матери играет здесь наиважнейшую роль и стоит на первом месте как профилактика того, чтобы ребенок не стал плохо учиться.
Почему ребенок стал плохо учиться? Такие разные дети
Да, дети разные. Один шустрый, быстро запоминает, быстро пишет, сообразительный, любит соревноваться — имеет кожный вектор в своей психике. Другой спокойный, внимательный, не спеша думает, вникает во все детали, не любит соревноваться — имеет анальный вектор. А третьего вообще не поймешь: у него своя дорога, и он не прислушивается к замечаниям, делает только то, что ему интересно, независимый — уретральный вектор.
Кожный, уретральный, анальный, а также мышечный являются нижними векторами. Они отвечают за либидо, адаптацию и сохранение жизни. Верхние вектора – зрительный, обонятельный, оральный, звуковой. Они задают направление, формируют интеллект. Психика современного человека состоит в основном из 4-5 векторов, следовательно, и свойства всех этих векторов будут проявлены.
Например, анально-зрительный ребенок имеет свойства двух векторов. Анальный вектор дает хорошую память, усидчивость, внимательность. А зрительный вектор наделяет человека образным интеллектом, огромной способностью к познанию. Поэтому такие дети при благоприятных условиях прекрасно учатся, побеждают на олимпиадах, заканчивают школу с золотой медалью, университет с красным дипломом. И в дальнейшем могут стать лучшими профессионалами.
Но если условия, в которых находится ребенок, оставляют желать лучшего, если он теряет чувство защищенности и безопасности, то его свойства не могут развиваться в полной мере. Малыш будет испытывать стресс на бессознательном уровне и плохо учиться, потому что все силы будут уходить на нейтрализацию негативных факторов. Последствием этого могут быть и неадекватное поведение, и различные психосоматические заболевания.
Отличник в первом классе плохо учится во втором?
Индивидуальные занятия с детьми позволяют мне установить близкий контакт с учениками, их родителями и увидеть ситуацию в семье изнутри. А понимание глубинных бессознательных процессов, происходящих в психике ребенка, позволяет выявить причину многих проблем, в том числе, почему ребенок плохо учится в школе.
У меня есть прекрасный ученик Слава, обладатель кожного, анального и зрительного векторов. О нем я писала . Я начала заниматься со Славой, когда он был во втором классе. Прекрасная память, сообразительность, усидчивость, прилежность – это именно те качества, которые помогают мальчику отлично учиться. Он любит читать энциклопедии, поэтому часто удивляет меня своей эрудированностью. Я была также довольна его успехами в изучении иностранного языка. По результатам он намного опережал других ребят-второклассников.
Мы встретились в новом учебном году, в третьем классе. И здесь меня ждало разочарование. Куда делась быстрота реакции, сообразительность, прекрасная память? Слава скатился на уровень среднего ученика. Я недоумевала, почему ребенок стал плохо учиться в школе. Сначала предположила, что не вошел в ритм после летних каникул. Но и через 2 месяца результат был такой же. Более того, появились проблемы в дисциплине: несделанные домашние задания, потерянные тетради и так далее. Казалось, он не хочет учиться…
Знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана помогли мне расставить все по местам.
Ребенок стал плохо учиться, что делать? Эх, мама, мама…
Чтобы разобраться, почему ребенок стал плохо учиться, напишу немного о ситуации в семье Славы. Мама с папой в разводе. Занимались мы с ним у его прадедушки и прабабушки, и у них же Слава часто жил. Маме некогда, говорил Слава, у нее много дел. Но мама присутствовала в его жизни, это было видно. Малыш часто рассказывал про их совместные походы в кино, говорил о том, что мама готовит, что говорит.
На следующий год мы уже встретились в квартире мамы. Оказалось, что у Славы появился новый папа. Я порадовалась, наконец-то он будет жить в семье. Но все быстро закончилось. В связи с непредвиденными обстоятельствами маме пришлось уехать, и вот опять мы занимаемся у прадедушки и прабабушки.
Не буду вдаваться в подробности всех жизненных перипетий этой семьи. Для меня было очевидным, что все это неблагоприятным образом отразилось на состоянии Славы. Как следствие, ребенок стал плохо учиться.
Не сразу я поняла, что происходит. Поэтому пыталась воздействовать на Славу разными методами: пробовала ставить двойки, чтобы стимулировать его к учебе, вела беседы. Но безрезультатно. Видно было, что мальчик старается, ему хочется и порадовать меня, и похвастаться успехами перед бабушкой, но что-то ему мешает это сделать.
После очередного невыполненного задания я поняла, что это не банальная лень или нежелание учиться. И неожиданно сказала: «Тебе, наверное, очень тяжело, малыш. Понимаю. Мама ведь не всегда рядом». Слава поднял на меня глаза и… заплакал. Увидеть слезы у этого мальчишки было для меня сюрпризом. Он ни разу, ни при каких обстоятельствах не показывал своего расстройства. Очень спокойное ровное отношение ко всему. А тут… Совсем, видимо, несладко ему живется. Что тут удивляться, что ребенок стал плохо учиться.
Конечно, сам мальчик не сможет объяснить, что с ним происходит, он этого не осознает. Он просто чувствует дискомфорт от того, что мамы нет рядом, у мамы проблемы, она нервничает, ей плохо. Малыш переживает стресс от потери чувства защищенности и безопасности, и это отражается на его состоянии и, как следствие, учебе.
Ребенок плохо учится. Он ушел в себя. Приходите завтра
Приведу еще один случай из практики, который наглядно показывает роль родителей в том, что дети плохо учатся в школе. Об этом мальчике я писала .
В этом году Вадим радует меня своими успехами. Хотя он так же периодически зависает на уроках. Но я стараюсь показать ему, что понимаю его. И мы даже можем посмеяться над ситуацией. Например, я что-то объясняю и замечаю, что Вадим ушел в себя. Я замолкаю и жду. Тишина может длиться от 15 до 30 секунд. Потом он вздрагивает, ойкает, приходит в себя, извиняется, говорит, что немного задумался. Обычно я отвечаю: «Ничего страшного. Я тебя жду». Эти слова его немного веселят, и мы продолжаем дальше.
А ведь можно было реагировать по-другому на эти зависания. Так, как часто делают учителя и родители, не знакомые с системно-векторной психологией, жалуясь, что ребенок не слышит их и потому плохо учится в школе. Они не знают, что такой уход в себя является свойством звукового вектора и показывает, что в повседневной жизни он испытывает сверхдавление, которое не может адаптировать. Можно было кричать, читать нотации, трясти. Но это только ухудшало бы ситуацию.
Ребенок плохо учится? «Я не хочу, но я всё слышу…»
Как я уже писала, в семье Вадима не самая лучшая обстановка для звукового ребенка. Я была свидетелем только пары случаев, когда родители разговаривали на повышенных тонах. Более того, папа говорил не только очень громко, но и грубо. Для ребенка со звуковым вектором это является сверхдавлением на его сверхчувствительную зону – уши.
В этом году у Вадима были проблемы с домашними заданиями, ребенок стал плохо учиться в школе.
Кожно-анальный мальчик со звуковым и зрительным векторами очень быстро схватывает новый материал. На объяснение я трачу мало времени. Интересно наблюдать, как он хочет учиться, как начинает строить причинно-следственные связи (это свойства кожного вектора), задавая уточняющие вопросы (свойства анального вектора), и пытается сложить четкую картинку нового грамматического материала (зрительный вектор).
Затем мы приступаем к упражнениям. Проблем нет. Все ясно и понятно. Задаю домашнее задание. Но на следующий урок его проверка показывает, что материал не усвоен, очень много ошибок. Ну что ж, все бывает. Нужно время, чтобы все хорошенько уложилось. Еще раз повторяем, еще раз объясняю. Опять все хорошо, проблем нет. Задаю домашнее задание. На следующий урок все повторяется: огромное количество ошибок.
И так у нас продолжалось 4 занятия. Да, тема была не самая легкая, да, не всегда все получается сразу. Но с Вадимом если такое и было, то не так долго. Почему ребенок плохо учится?
Наконец, пришло понимание, что здесь что-то не так. Я начала спрашивать, как Вадим делает мои домашние задания. Оказалось, иногда это происходит в спешке. Поговорили с мальчиком об умении концентрироваться, о спокойной обстановке, чтобы было время, и не надо было никуда спешить.
И вот я проверяю домашнее задание в очередной раз и не могу сдержать возглас досады: «Опять куча ошибок! Да что же это такое!» Хочу понять, почему ребенок плохо учится. Смотрю на Вадима, а у него в глазах слезы: «Я все сделал, как вы говорили… Я…я концентрировался, но… я не мог сконцентрироваться… Знаете, как трудно это сделать, когда мама с папой ругаются, они так сильно кричат, что я не могу думать».
Вот и вся разгадка. Причина не в лени, не в нежелании учиться, а в родителях, которые решают свои проблемы и не знают, как это влияет на их ребенка.
Непередаваемое ощущение – понимать своего ребенка, понимать глубинные процессы, происходящие в его психике, увидеть в его глазах благодарность за это понимание.
Чтобы стать хорошими родителями, создать благоприятные условия для полноценного развития своих детей, не нужно заканчивать высшие учебные заведения. Сегодня достаточно пройти тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Начать можно с бесплатных онлайн-лекций. .
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел:
ВКонтакте Facebook Одноклассники
Накануне начала нового учебного года многих родителей начинает волновать это вопрос
Хорошие оценки - повод для гордости родителей и учителей, шанс успешно поступить в ВУЗ и обеспечить удачный старт в будущее. Но отнюдь не все дети показывают блестящие результаты, одни носят двойки с первого класса, другие - с четвертого, третьи - скатываются в неуспеваемость к пубертату. Почему так происходит и можно ли помочь школьнику?
Детство гения
Прежде всего следует знать, что успехи в освоении школьной программы - не показатель будущей успешности или таланта человека. У многих великих людей были проблемы с учителями и учебными заведениями. Великий естествоиспытатель Карл Линней успевал настолько плохо, что преподаватели советовали родителям забрать мальчика из гимназии и отправить в ремесленники. Будущего изобретателя Томаса Эдисона американские учителя посчитали умственно отсталым. Мэрилин Монро до конца дней писала с чудовищными грамматическими ошибками. Альберт Эйнштейн в гимназии отставал по всем предметам, кроме математики. К сожалению, гениев среди двоечников гораздо меньше, чем обычных детей, которые по тем или иным, как правило, подлежащим корректировке причинам не осваивают школьную программу. Что мешает ребенку учиться?
1. Дисфункция мозга. Легкая степень умственной отсталости не всегда диагностируется вовремя, в особенности если ребенок проявляет способности в какой-то области - хорошо запоминает информацию, старательно выводит буквы, учит стихи, рисует. Но как только дело доходит до алгебраических или химических формул, сложных правил русского языка, его интеллекта не хватает для анализа новых знаний и построения логических цепочек.
2. Отставание в развитии. По каким-то причинам мозг школьника «взрослеет» медленней, чем у сверстников. Причиной может быть алкогольный синдром плода, госпитальный синдром (встречается у детдомовцев и детей, долго лежавших без мам в больнице), инсульт, травма головы, тяжелая затяжная болезнь, несколько операций с наркозом, сильная психотравма.
3. Проблемы с получением информации. Плохое зрение или слух, повышенная утомляемость мешают ребенку учиться, верно понять преподавателя и точно ответить ему. В первых классах снижение слуха и особенно зрения может произойти внезапно и быстро.
4. Проблемы с восприятием информации. Аутизм с выборочным подходом к предметам, гипервозбудимость, мешающая сконцентрироваться на словах учителя. Интеллект сохранен, но получить знания затруднительно.
5. Проблемы с обработкой информации. Дислексия, дисграфия и дискалькулия - патологическое неумение читать, писать (особенно грамотно) и воспринимать печатное слово. Маме с учительницей кажется, что ребенок ленится, а он просто не видит разницы между «ещё» и «исчо».
6. Нелады с учебной обстановкой. Учителя - тоже люди. Не всякий учитель способен наладить контакт с любым ребенком, особенно если тот выделяется из коллектива. Маленький нонконформист, умник, грубиян, плакса или задира порой вызывает отторжение у преподавателей. А конфликт со сверстниками, моббинг в классе тоже не способствуют пятеркам.
7. Несчастье в семье. Развод родителей, болезнь или смерть близкого человека, семейное насилие, алкоголизм, финансовые или карьерные проблемы родителей - всё это неизбежно сказывается на оценках.
8. Психологические сложности. Ребенок слишком застенчив, чтобы отвечать у доски, или слишком самоуверен, чтобы делать домашние задания, не привык к регулярным занятиям, «врос» в образ двоечника и гадкого утенка и т.д.
9. Затруднения с мотивацией. Нет внутренних оснований для успешной учебы. Ребенку скучно на занятиях, зато он реализуется в спортшколе, на самодеятельных концертах или в дворовой компании, ему не нужны литература, история и т.д. Или, в очень редких случаях, мальчик или девочка с младших классов уже знают, кем хотят стать, и наотрез отказываются осваивать знания, помимо тех, которые ведут к этой цели.
Комплекс из нескольких причин. Возможно и неудачное совпадение обстоятельств - сложный ребенок, затяжная болезнь, неделикатный, нечуткий преподаватель, конфликт со сверстниками - и теоретически вполне способный ученик не вылезает из двоек.
Не может или не хочет?
Причин, ведущих к плохой успеваемости, очень много. Долг родителей - выяснить, что именно мешает сыну или дочери нормально учиться и постараться устранить помеху. Это не всегда очевидно. Так, причиной двоек у ребенка с плохим зрением может быть не само зрение, а уродливые, громоздкие очки, вызывающие насмешки у одноклассников. Поэтому придется запастись терпением, понаблюдать за ребенком, поговорить с ним.
Прежде, чем обращаться к специалистам, протестируйте ребенка сами. С какого расстояния он способен увидеть номер автобуса или прочесть надпись на витрине? Хорошо ли различает слово «конфета» произнесенное шепотом или тихий шорох включающегося компьютера? С каким трудом вычитает свою долю из магазинной сдачи и может ли подсчитать самостоятельно, сколько месяцев нужно копить на новый айфон? Проявляет ли бытовую смекалку в работе с простыми механизмами, в состоянии ли починить сломанный будильник, заштопать прореху, рассортировать сложную стирку? Станет ли сам читать книгу про любимых героев, напишет ли без ошибок поздравление маме, заучит ли наизусть задорный стишок? Пользуется ли компьютером и для чего именно? В состоянии ли поладить с доброжелательными и интересными сверстниками, найти контакт с умным и добрым преподавателем?
Поищите логические задачи для детей его лет, порешайте их вместе, играючи, и понаблюдайте, как он справляется. Поиграйте в настольные игры, требующие разнообразных навыков. Обсудите его опасения и тревоги по поводу учебы, спросите, что препятствует, что не нравится в школе. Уточните - возможно, он плохо себя чувствует, страдает от головных болей, приступов паники или гнева, тремора, частых мочеиспусканий. Не настаивайте, не давите на ребенка, просто оцените сохранность интеллекта, коммуникативных навыков и восприимчивости к информации.
В случае проблем со здоровьем, проконсультируйтесь с терапевтом. Снижение зрения и слуха, постоянные головные боли, тремор и сильная утомляемость - опасные симптомы. Психологические проблемы лучше решать с психологом, не дожидаясь деформации личности. Детям с дислексией, дисграфией, заиканием, аутичными чертами требуется профессиональная помощь для нормальной социализации. Если же ребенок свободно считает деньги, конструирует роботов, в состоянии справиться с барахлящим телефоном или порванными штанами, с удовольствием учит «Вредные советы», обыгрывает отца в шахматы, маму в «Зельеварение», а сверстников в «Монополию», скорее всего проблема в мотивации ребенка, а не в его интеллекте.
Дважды два - пять!
Заставить ребенка хорошо учиться практически невозможно - «выбитые» и «выплаканные» пятерки тут же превратятся в плохие оценки, стоит лишь родителям снизить контроль. Однако вытащить ребенка из двоек вполне реально - даже строгие учителя снисходительны к старательным и трудолюбивым ученикам.
Для начала поговорите с отпрыском начистоту, объясните ему, зачем именно необходимы хорошие оценки и серьёзные знания, где они пригодятся и для чего. Будьте честны с сыном или дочерью - это поможет. Объясните, зачем нужны те или иные предметы, для чего будущему космонавту неправильные глаголы, а будущей модели формула H2O. Скажите, что любите своего мальчика или девочку, верите в них, гордитесь их успехами. Отмечайте каждое достижение, хвалите за каждую хорошую оценку, выдавайте положительное подкрепление и старайтесь избегать наказаний, отрицательных подкреплений, фиксирующих негативное восприятие.
Как разовая мера может сработать перевод ребенка в другую школу, туда, где его ещё не знают как двоечника. Смена учителя и коллектива зачастую хорошо мотивирует, помогает собраться и начать учебу с чистого листа.
Не забывайте о режиме сна и отдыха, полноценном питании школьника, комфортном, тихом месте для занятий - чем лучше ребенок себя чувствует, тем лучше будет учиться. Позаботьтесь, чтобы в распорядке дня нашлось время для физической активности, прогулок, активных игр.
Очень важно, чтобы ребенок добивался успеха, испытывал интерес к занятиям в целом - неважно, будут это школьные предметы, спорт, искусство или работа с компьютером. Это поможет поднять самооценку, «распробовать» вкус побед.
В любом случае не стоит концентрироваться на одной лишь учебе в школе - куда важнее вырастить хорошего человека, чем круглого отличника. И не забывайте, что Билл Гейтс (основатель Майкрософт) и Марк Цукерберг (учредитель Фэйсбука) стали миллионерами, хотя не были успешными учениками.